Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "В гости к Звуковичкам"

Цель: познакомить детей с новыми звуками М и М', и буквой М.

Задачи:

  • закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;
  • познакомить со звуками [М], [М'] и буквой М и м, формировать умения детей характеризовать звуки [М], [М'], находить их место в слове;
  • находить в скороговорке звук, который слышится чаще всего.

Ход занятия

Собираю детей на коврике звоном колокольчика.

Солнце светит нам в окошко,
Улыбнемся мы немножко.
Собрались мы здесь опять
Звуки, буквы повторять,
Дружно вместе все играть.

˗ Ребята, я сегодня получила очень интересное сообщение. Давайте его послушаем? (Ответы детей)

Аудио в телефоне: "Дорогие ребята. Это Звуковички! До нас дошли сведения, что вы очень любознательные и вам нравится заниматься. Мы приглашаем вас к себе в гости. Идите по тропинке по стрелочкам, выполняйте все наши задания и вы найдете сундучок с сюрпризом. Мы вас очень ждем! Желаем успеха!"

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно отправится в гости к звуковичкам?

Повторение

- Смотрите стрелочка указывает, куда нам нужно двигаться.
- Каких Звуковичков мы с вами знаем? (гласные и согласные)
- Какие гласные звуки мы с вами знаем?

- Какого цвета домик, в котором они живут? (красный)
- Что мы знаем про гласные звуки? (они поются)
- Посмотрите, наши Звуковички любят играть. Гласный Звуковичок играет в … (мяч)

- А согласный? (в кубики)
- Ребята, гласные звуки можно пропеть, а еще можно прокатить, как мячик.

Игра "Мячик и кубик"

- Предлагаю вам поиграть в игру. Пока катится мячик, вы говорите гласный звук: А, о, у.
- А кубик катится? (Кубик не катится – согласный)
- Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

- Какого цвета домики, в которых живут согласные звуки? (синие и зеленые)
- Движемся с вами дальше по стрелочке...

Игра "Во саду ли, в огороде..."
(твердый - мягкий)

- Берем две корзиночки. (синюю и зеленую)
- В синюю корзину собираем овощи-фрукты на твердый согласный, в зеленую - на мягкий согласный звук.

Например: помидор - [п] - твердый - кладу в синюю корзинку, вишня - [в`] - звучит мягко - кладу в зеленую корзинку.
Морковь, капуста, кукуруза, мандарин, лимон, виноград,

- Играем дальше? (Да)
- Идем дальше по стрелочке...

Скороговорка
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила.
- Повторите. Какой звук слышим чаще? (м)

- Мы сегодня с вами познакомимся с буквой М.
- Правильно, звуки м и мь оставят след букву М.

Игра "Разложи игрушки"

Звук М и звук М.
- На столе лежат игрушки, это игрушки наших Звуковичков. Определите первый звук в названии игрушки и отгадайте, какому Звуковичку она принадлежит. (Мишка, мячик, машинка, мышка, мотоцикл, матрешка, мамонтенок, мозайка)

- Берите игрушки и подходите ко мне.
- По очереди называем игрушку. (Дети называют свою игрушку, дают характеристику первому звуку в ее названии и кладут ее соответствующему Звуковичку)
- Молодцы, и с этим заданием справились. Дорога наша дальняя, нужно нам отдохнуть.

Артикуляционная гимнастика на М

(пропевание слогов)

- Двигаемся дальше по стрелочке.
Деление слов на слоги: на стульчиках.
- Ой, ребята, смотрите, записка от Звуковичков.

- Дорогие ребята, мы очень любим слова. Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги. Хотите попробовать посчитать, сколько слогов в словах Звуковичков.
- Мука – Сколько слогов?
- А в записке есть и другие слова. Давайте попробуем их поделить на слоги и определить, сколько в них слогов: мама, мышка, мак, машина, музыка, масло, малина.

- Молодцы! Двигаемся дальше. Садитесь за столы. На столах задание с картинками.

Задание с картинкамиЗадание с картинками

Печатание буквы М и м

- Звуки м и м, оставляют след букву М большую и м маленькую.
- Давайте посмотрим, как будем печатать букву М.

- Напишем ее сначала в воздухе. Буква М большая занимает 4 клетки. Буква м маленькая занимает 1 клеточку.
- Теперь давайте напечатаем буквы М и м через клеточку.

Чтение слогов

- Наши Звуковички любят вместе играть и дружить. Давайте с вами подружим наших звуковичков. Когда звуковички дружат, они поют вместе одну песенку. И получается слог.
- Давайте с вами прочитаем слоги. (ам, ма, ом, мо, ум, му)

- Молодцы! У вас все получается!
- Ребята у нас осталась одна стрелочка, давайте пройдем по стрелочке. Вот мы и оказались в городе Звуковичков.
- Какие буквы мы с вами уже знаем?

Гласные: а, я, о, е, у, ю, э, е, ы, и.
Согласные: С и М.

- Какой звук мы сегодня узнали? (М и Мь)
- Какой он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (дети отвечают)
- Какой буквой он обозначается? (Буквой М)

- Ой, ребята, смотрите сундучок. Давайте откроем наш сундучок.
- Ребята, мне опять пришло смс от Звуковичков. Давайте послушаем.
- Ребята, какие вы молодцы! Вы все задания выполнили правильно.

Итог занятия

- Возьмите те буквы-прянички, которые мы с вами уже знаем. А с той буквой, которая останется. Мы познакомимся в следующий раз. До скорой встречи, ребята!"
- Какая буква осталась? (Н)

- Мы с вами познакомимся с этой буквой на следующем занятии.
- И Вы сегодня большие молодцы! Угощайтесь пряничками!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!