Программное содержание:
Материалы и оборудование: музыкальная шкатулка, ключик, свиток-письмо от жителей сказочного королевства, ковер-самолет, песня "Приходите в гости к нам", ворота с надписью "Тридевятое царство", кубики со слогами доб-ро-та.
Дети играют в группе, находят ключ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от чего этот ключик? Что можно им открыть? (Дети предлагают свои варианты ответов)
- Давайте вместе поищем в группе то, что он открывает. (Находят шкатулку, пробуют открыть. Звучит мелодия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть шкатулку. Открывают, находят свиток)
- Что это, как вы думаете? (ответы детей)
- На таких свитках в сказках пишут письма, царские указы. Письмо адресовано детям старшей группы "Непоседы". Давайте развернем и прочитаем.
"Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители сказочного королевства.
У нас в Тридевятом царстве случилась беда. Кощей бессмертный заточил в темницу добрых сказочных героев. И нам с ним не справиться, поэтому мы просим помощи у вас.
Помогите освободить их и восстановить справедливость".
Подсказка: "Кощей боится слова на букву (Д)".
Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться на помощь, необходимо составить карту, чтобы не заблудиться в Тридевятом царстве.
- В письме есть подсказка, которая нам поможет при ее составлении. (Дети располагаются за столом и под диктовку воспитателя составляют карту на листе бумаги маркерами)
Игровое упражнение "Карта Тридевятого царства"
В правом верхнем углу – вход в королевство, в нижнем левом – избушка бабы Яги, в левом верхнем – дуб у Лукоморья, в центре листа – замок Снежной королевы, между дубом у Лукоморья и избушкой Бабы Яги – гуси-лебеди, в нижнем правом углу – замок Кощея.
Воспитатель: Как же нам попасть в сказку? На чем обычно путешествуют сказочные герои?
Дети предлагают варианты ответов. Решают отправиться в путешествие на волшебном ковре-самолете. Дети и воспитатель садятся на ковер-самолет, закрывают глаза и произносят слова "Земля прощай. В добрый путь!"
Звучит музыкальное сопровождение. Подходят к воротам Тридевятого царства. Чтобы войти нужно открыть четыре замка.
Дети выполняют задание:
Ориентируясь по карте, ребята путешествуют по тридевятому царству, выполняют задания.
- Вот перед нами дуб зеленый, золотая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом. Кто автор этих слов?
- Если мы выполним задания кота то получим первую подсказку и найдем слово, которое боится кощей.
- Что у нас по карте? (Отправляются к избушке Бубы Яги. По пути встречают Гусей-лебедей. Выполняют задание)
- Кому гуси-лебеди служат в сказке? Обратите внимание, у них на спинках написаны числа.
- Подумайте и найти числа, которые соседи этих чисел"
Игровое упражнение "Числа соседи"
Дети располагаются за столами, находят нужные числа и наклеивают на крылья.
- Вот мы и подошли к избушке Бабы Яги. Какие же задания она нам приготовила?
- Ребята нам нужно их выполнить, чтобы получить следующий кубик со слогом.
- У Бабы Яги сломалась избушка. Она набрала много досок, но они все разной длинны?
- Помогите ей выбрать доски, по вот этой мерке"
Игровое упражнение "Найди полоску, используя мерку"
Выполнив задание, ребята получают кубик, на котором слог "РО". По карте замок Снежной королевы.
- Замок засыпан снежинками, кубик – подсказка внутри замка. Надо убрать снежинки, освободить вход и забрать кубик.
- Но убрать каждую снежинку можно только тогда, когда подберете противоположное слово, к слову которое написано на обратной стороне снежинки.
Игровое упражнение "Противоположности"
Выполнив задание, получают кубик со слогом "ТА". Собирают слово "Доброта". Если дети затрудняются при чтении, воспитатель помогает.
- Ребята, а что обозначает это слово? У Кощея есть это качество? (Нет)
- Поэтому он боится этого слова. А у нас с вами есть, мы ведь совершаем добрые поступки? (Дети вспоминают и называют добрые поступки, которые они совершили)
- Давайте скрепим нашу доброту, взявшись за руки.
- Посмотрим, как кощей устоит перед нашим напором, идем к нему. (Подходят к замку, видят развалины, извлекают сказочных героев. Вспоминают, из какой они сказки)
- Ребята, как вы думаете, почему нам удалось победить кощея?
- Какие свои качества мы показали во время нашего путешествия по Тридевятому царству? (дружелюбие, доброту, решительность, взаимовыручку, знание математики, умение быстро решать задания)
- А главное мы делали все это вместе. Вот видите, благодаря знаниям и умениям мы совершили доброе дело, спасли сказочных героев.
- Какое задание вам больше всего понравилось? А какое самое трудное? (дети отвечают)
- Нам пора возвращаться в группу. (Звучит песня "Приходите в гости к нам")