Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения упражнений на воде.
Программное содержание:
Примерное время: 25 минут.
Материалы и оборудование: магнитофон, цветные пластмассовые кубики, шайбы с цифрами, схема постройки башни, две прозрачные емкости с водой.
Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята, как же давно я вас не видел. Я к вам так спешил, так спешил, наряжался специально - посмотрите, даже ботинки новые надел. (Незнайка обращает внимание детей на свою обувь)
Ведущая: Да, видно, что спешил - даже ботинки неправильно надел, ноги перепутал.
Незнайка: А я не знаю, как правильно, а вы знаете? (конечно)
Ведущая: Наши ребята все знают - правый ботинок надо надевать на правую ногу, а левый - на левую.
Незнайка: Да как же я ботинки правильно надену, если даже не знаю, где у меня правая нога, а где левая.
Ведущая: А мы с ребятами тебя сейчас всему научим.
Музыкально-ритмическая разминка "Буги-вуги"
(дети спускаются в воду)
Незнайка: Ой, да вы просто танец выучили, а сами тоже не знаете где право и лево, а где середина.
Ведущая: Зря ты так, Незнайка, говоришь, все это наши ребята отлично знают, и сейчас мы это тебе докажем.
Дети выполняют задания:
Незнайка: Да, и правда, ребята все знают. Я вам тоже обещаю, что обязательно запомню, где право и лево, где верх и низ. Ну да ладно, это чуть позже.
- А сейчас лучше посмотрите, какой я нарядный. (описывает свою одежду и путает цвета)
Ведущая: Опять ты все перепутал. (дети поправляют Незнайку)
Незнайка: Неужели ваши ребята все цвета знают?
Ведущая: Конечно, посмотри сам.
Игра "Найди такой же"
Дети достают со дна бассейна предметы определенного цвета:
Незнайка: Ой, смотрите, какой треугольник красивый….
Ведущая: Да ты и геометрические формы не знаешь!
Незнайка: Можно подумать, что ребята их знают...
Ведущая: Конечно.
Игра "Построй башню"
Из предложенных кубиков дети (в соответствии со схемой) строят башню, называя цвет и геометрическую форму выбранного кубика.
Незнайка: Ой, как много кубиков вы собрали, я их все сейчас сосчитаю. (считает неправильно)
Ведущая: Да ты, оказывается, и считать не умеешь, давай-ка мы с ребятами цифры тебе покажем.
Незнайка: Да где же вы цифры возьмете, ведь кругом одна вода?
Ведущая: А мы их из-под воды и достанем.
Незнайка: Как же вы их там уведите, ведь под водой совсем темно?
Ведущая: Ничего ты Незнайка про воду не знаешь. Под водой все-все разглядеть можно, потому что вода...
Игровое упражнение "Водолазы"
Дети достают со дна бассейна шайбы с цифрами и выкладывают их по порядку, показывая и называя их Незнайке.
Незнайка: Сейчас проверим, как вы все знаете и как с моими заданиями справитесь. Я вам буду цифры показывать, а вы мои задания выполнять столько раз, какая цифра нарисована будет
Выполнение заданий:
5 – "клюнуть" воду
4 – задержка дыхания
1 – лягушка на животе
3 – хлопнуть под водой
2 – принести 2 мяча
Выполнение заданий "Буксир"
Цифра - 1 - первые номера несут вот столько (одну) игрушку, вторые номера – на 1 больше.
Цифра - 2 - первые номера несут вот столько (две) игрушки, вторые номера – на 1 меньше.
Незнайка: Молодцы ребята, со всеми моими заданиями справились, я вам за это веселый фокус покажу. (несет емкость с водой, спотыкается и разливает воду, пытается ее собрать)
Ведущая: Не расстраивайся, Незнайка, мы тебе сейчас новой воды наберем.
Игровое упражнение "Водоносы"
Дети берут стакан, набирают воду и везут его на досочке, выливают в емкость. Незнайка показывает фокус с изменением цвета воды.
Ведущая: Вот так чудеса: была вода прозрачная, а стала зеленая да синяя. Ребята, оказывается, вода может цвета менять, и мы с вами можем сделать ее любого цвета. Спасибо тебе Незнайка за такой интересный фокус, мы с ребятами его обязательно кому - нибудь покажем.
Незнайка: Ой какие вы все молодцы все знаете и меня научили. Теперь я и цвета знаю, и формы геометрические, и даже цифры. А теперь давайте все вместе поиграем.
Игра "Будь внимателен"
Под музыку дети передвигаются по бассейну различными способами. Музыка останавливается, дети встают: