Занятие по ФЭМП в подготовительной группе "Почему пингвин носит черный фрак?"

Цель занятия: развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.

Задачи:

  • формировать у детей представление, какие животные живут в Арктике;
  • расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Арктики;
  • повторить название месяцев.

Ход занятия

Приветствие

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: "Привет"
Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (да)
- На нашей планете очень много интересных мест! Куда же мы с вами отправимся сегодня, как узнать? (показываем конверт со знаком вопроса, собирают картинку Северного Полюса)

- Чтобы нам не заблудиться и правильно выбрать путь, я взяла с собой глобус.
- Посмотрите на глобус. Вот эти части Земного шара, которые находятся напротив друг друга, называются полюсами.
- Как называется полюс, который находится на юге? (Южный)

- А полюс, который на Севере? (Северный)
- Скажи, пожалуйста, каким цветом изображены Северный и Южный полюса на глобусе? (Белым)
- Почему? (Там снег, лед)

- Да, мы отправимся на северный полюс, в Арктику. Давайте расскажем, что мы знаем об этой северной стране.

"Северная страна"

Где всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – "крыша")
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны)
И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.

- Посмотрите, скорее, мы с вами оказались на Северном полюсе.
- А вот и хозяин ледяной пустыни – Белый медведь, зовут его Умка.
- Ой, а кто же прячется здесь? Пингвин, его зовут Пим. (ребята обращают внимание на то, что Пингвин весь белый)

- Молодец, Миша. Ты очень внимателен. Пингвины не живут на Северном полюсе, и они носят красивый черный, блестящий фрак, которыми они очень гордятся.
- Но так, оказывается было не всегда. Сейчас уже мало кто помнит, что раньше у Пингвина никакого фрака не было.

- Пингвин был белым-белым, как снег и лед на Северном полюсе. Где он жил и не тужил.
- А вот почему Пингвины сейчас не живут на Северном Полюсе – об этом и будет наше путешествие. Вы готовы узнать тайну?
- Тогда давайте вместе настроимся на поиск ответа.

- Наш девиз: не унывать, Все пройти и все узнать!
- Как я вам уже сказала, история наша будет про Пингвина, зовут его Пим и был у Пингвина лучший друг – Белый медведь Умка, тоже белый-белый.

- Оба они жили на берегу Северного ледовитого океана, вместе ловили рыбу и делились друг с другом добычей!
- Смотрите, Медведь поймал 7 рыбок, а Пингвин 3, сколько всего рыбок поймали друзья?
- Молодцы! Если с рыбалкой не везло Пингвину, то Белый Медведь угощал товарища, и наоборот.

- Ребята, кто из друзей поймал больше рыбок? Кто меньше? (ответы детей)
- На сколько рыбок у Мишки больше?

- Сколько рыбок Медведь должен отдать Пингвину, чтобы стало поровну?
- Они так любят рыбалку, что составили целую турнирную таблицу.
- Но вот беда, однажды разыгралась вьюга и снег стер несколько цифр.

- Помоги друзьям восстановить справедливость! (на экране появляются правильные ответы)

- Жили они, не тужили, рыбу ловили, как вдруг случилось следующее: Вы же все наверняка знаете, что на Северном полюсе восседает на снежном троне Снежная королева. Каждый год в начале зимы Снежная королева покидает свой трон, облетает Землю, и начинается Зима. С ее белоснежной шубы слетаются на землю снежинки. Всю зиму она следит за порядком на всей планете.

- В какие месяцы Снежная королева покидает свой трон?
- Сколько месяцев в году? (12)
- А как вы думаете, что она делает в оставшиеся 9 месяцев?

- Девять месяцев сидит Снежная королева неподвижно на своем троне, и ее шуба основательно промерзает, а снежинки накапливаются, чтобы в зимние три месяца сделать землю белой.
- Единственный гость Снежной королевы – Южный ветер.

- Он прилетает на Северный полюс, чтобы остыть от своих скитаний по Земле и рассказать Снежной королеве о том, что творится в мире, а потом полететь назад, превратившись уже в северный ветер.

- Вот и в этот раз прилетел Южный ветер, потому что стало ему очень жарко на Юге, он очень устал качать деревья, надувать паруса кораблей, гонять дождевые тучи, гнать песок в пустыне и обрушивать морские волны на берег.

- Снежная королева немного поморщилась – слишком уж теплым для нее оказался Южный ветер, но ничего не сказала. Ей не терпелось узнать новости.
- Если мы соединим точки по порядку, то тоже узнаем, про кого рассказывал Ветер Снежной королеве. (индивидуально: слон, верблюд, … - вывешиваем на доску)
- А правильно вы справились или нет. Узнаем с помощью загадок…

Южный ветер рассказал также о горящих лесах, о штормах в океанах, о засухе, о наводнениях, а потом вдруг сказал:
- По пути я встретил двух друзей – белого медведя и Пингвина. Никогда я не встречал таких верных товарищей.
- А где ты их встретил? – спросила Снежная королева

- На кромке Ледовитого океана, - ответил Южный ветер, уже сильно остыв и превращаясь в ветер северный.
- Так это совсем рядом! – удивилась Снежная королева.
– Почему же я ничего не знаю об этой дружбе? Когда полетишь на Юг, загляни к ним и скажи, что я приглашаю их в гости!

- Обязательно, Ваше Величество – пообещал Северный Ветер и полетел на юг.
Когда Северный ветер нашел друзей, они ловили в полынье рыбу.
- Я принес вам добрую весть. Сама Снежная королева приглашает вас к себе в гости. Это большая честь!

- Вы придете к ее величеству, и она угостит вас королевским мороженым! – сказал Северный ветер.
И Белому Медведю и Пингвину сразу захотелось в гости. Они расспросили у Северного ветра, куда им идти.
- Идите, вот по этим маршрутам, - сказал посланник Снежной королевы, передал им карту, на которой были изображены несколько путей, и полетел дальше на Юг.

- Какой маршрут выберут друзья – самый длинный или самый короткий? (дети выбирают)
- Помогите им выбрать верный маршрут. (Измеряют линейкой, делают вывод о том, что маршрут зеленого цвета – самый короткий)

- Стали друзья собираться в гости, Пингвин торопил Белого медведя и говорил, что нельзя Заставлять Снежную королеву ждать.
- А белый медведь спорил, что так нельзя – надо как следует подготовиться к встрече. Не каждый день Ее величество зовет в гости. Так и опростоволоситься не долго. И стал белый медведь расхаживать по льдинам и что-то ворчать.

- Что это ты там делаешь? – спросил нетерпеливый Пингвин.
- Тихо, я речь готовлю. С королевами так просто не разговаривают, - ответил Белый Медведь.
- Слушай, пойдем скорее, - сказал Пингвин – у королевы все мороженое растает.

- На северном полюсе никогда ничего не тает, - ответил белый Медведь и решил для Снежной королевы сделать подарок. Смотрите какую схему подготовил Умка, давайте поможем ему сделать подарок.

Надоело Пингвину ждать товарища и он отправился к Снежной королеве один. А белый медведь даже не заметил, как остался один – так он был занят своими мыслями. Тем временем Пингвин шел-шел, пока не увидел хрустальный трон, а на нем Снежную королеву. Поклонился Пингвин ее Величеству, поздоровался.

- А почему ты один? – удивилась снежная королева – Мне говорили, что вы с Белым медведем друзья не разлей вода, а ты пришел без него.
- Медведь речь готовит – ответил Пингвин.

Снежная королева нахмурилась.
- Я много слышала в жизни речей – сказала она, - и нам было бы лучше просто поговорить.

И она стала расспрашивать Пингвина о рыбалке, о полыньях, о морских течениях и о видах рыб, которые ловятся на кромке Ледовитого океана. Много вопросов задавала Королева Пингвину, разные игры и задания ему задавала. А мы сможем ответить на некоторые из них вопросы?

- Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?
- Какой день будет между понедельником и средой?
- Какой по счету четверг?

Пингвин все Снежной королеве толково рассказал, в игры поиграл и тогда она и подарила ему блестящий фрак. Пингвин сразу стал похож на джентльмена, которому у трона ее Величества самое место. Потом Снежная королева угостила Пингвина мороженым, необычным. Математическим! Хотите тоже такое мороженое?

Пингвин Пим поблагодарил Снежную королеву и засобирался домой!
- Останься еще ненадолго, - попросила Снежная королева.
- Не могу, - развел крыльями Пингвин – меня там, наверное, друг уже спохватился. Волнуется, не случилось ли что со мной.

- Ты правильно решил, - сказала Снежная Королева – Иди!
Пошел Пингвин домой (Выбери, по какой дороге он сможет дойти до дома) и повстречал по пути Белого медведя.
- Ты где был? – спросил Белый медведь – и что это у тебя такое черное?

Когда Пингвин рассказал своему другу все, тот очень обиделся и стал… реветь. Вот с тех пор, кстати, все белые медведи и ревут, а до этого случая так не было. Испугался Пингвин и побежал, как только мог, прочь.

А вслед ему доносился страшный рев обиженного Белого медведя. Найди, за каким сугробом спрятался Пингвин и объясни свой выбор. В это время с юга опять возвращался на север Южный ветер. Увидел он пингвина, расспросил, а потом задумался

- Боюсь, что теперь мне придется искать другое жилище, - вздохнул Пингвин.
– Только где? Я так привык к снегу, льду и морозам, а оставаться тут не могу. Встретит меня Белый медведь, заревет, а я не могу слышать его рев.

Южный ветер подумал – подумал и сказал:
- Видишь большую льдину?
- Вижу – ответил Пингвин

- Иди встань на нее – сказал Южный ветер, а я, как стану Северным ветром, отвезу тебя туда, где много снега и льда, и где очень холодно и много рыбы, но где нет белых медведей!
- Как вы думаете, куда отправит его Ветер? (предлагается 3 варинта)

- Так оно и случилось. Встал Пингвин на льдину, а Северный ветер быстро перегнал льдину далеко на юг, в Антарктиду.
- Так с тех пор Пингвины там и живут, а о давнем прошлом, когда они жили н а Севере, им напоминают их черные фраки.

- А Белый медведь остался один и очень часто ревет. Говорят, это он зовет своего друга. Но разве можно услышать на Южном полюсе то, что говорят на Северном?
- И нам пора отправляться в детский сад!

Итог занятия

- Наше путешествие подошло к концу. Скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня были?
- Что мы там делали?
- Какое задание понравилось вам больше всего?

- А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся.
- И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда!

Размер:
19.49 Kb
Скачали:
10