Конспект логопедического занятия "Звуки "Р" и "Л" друзья – путать их никак нельзя"

Для детей подготовительной группы (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: дифференциация звуков "Р-Л".

Задачи:

  • развитие фонематического восприятия детей, понимание предложно-падежных конструкций;
  • учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Ход занятия

- Ребята, начнем наше занятие с разминки.

Мы умеем удивляться,
Мы умеем огорчаться,
Мы умеем сердиться,
Мы умеем веселиться.

Дыхательное упражнение "Ветерок"

- Поздней осенью бывает и листопад, и снегопад в одно время. (сдуть с ладошки попеременно листок или снежинку 5-6 раз)
- А сейчас нужно подготовить наш артикуляционный аппарат и язычок к занятию.

Артикуляционная гимнастика под музыку с движениями

"Улыбочка", "Трубочка", "Окошко", "Конфетка", "Качели", "Лошадка".
- Сегодня мы продолжим нашу встречу со звуками и буквами "Р" и "Л"

Упражнение "Машина – самолет"

Предлагаю сначала прокатиться на машине со звуком "Р", а потом полетать на самолете со звуком "Л".

Упражнение "Расскажи о звуках"

- А теперь давайте вспомним характеристику звуков.
- Звук "Р" - он гласный или согласный? (ответы детей)
- А каким он бывает еще? (твердым и мягким, синим или зеленым, звонким)

- Где находится язычок, когда мы произносим Р? (За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжен и дрожит, "моторчик" работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты)
- Звук "Л" он гласный или согласный?

- А каким он бывает еще? (Твердым и мягким, синим или зеленым, звонким. За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжен и не дрожит, "моторчик" не работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты)
- Найдите и покажите эти буквы. Предлагаю поиграть с ними.

Игра "Какой звук находится в слове, обозначь его буквы "Р" или "Л"

Логопед называет слова, дети поднимают соответствующую букву или Р или Л: ракета, лодка, барабан, корова, лампочка, Клава, груша, топор, халат, мыло.

Игра "Выбери 3 картинки и раздели их на слоги"

Мы немножко отдохнем и
Переключалочку возьмем.

Игра "Ходим – бродим - говорим"

Ребенок переставляет указательный палец левой руки с картинки на картинку и произносит названия изображений сначала слева направо, затем в обратную сторону, но уже работает пальцем правой руки.

Слова–квазиомонимы по 16 картинок в ряду

Звук «Л»

Звук «Р»

1 ряд:  лак - мак и т.д. 

1 ряд: рот - кот и т.д.

2 ряд: салат - халат и т.д.

2 ряд: гора - нора и т.д.

3 ряд: стол - укол  и т.д.

3 ряд: шар - пар и т.д.

Физминутка "У веселенькой старушки"

Читаем стихотворение и выполняем движения.

У веселенькой старушки (хлопать в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом над головой)
Десять сыновей. (показать две ладони)
Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопыренные ладони поднесены к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя руками)
Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой! (показать руками большую бороду)
Они не пили, не ели, (одной рукой поднести ко рту "чашку", другой-"ложку")
На старушку все глядели, (держа кисти у глаз, помахать пальцами, словно ресницами)
И все делали вот так… (топать ногами)

- В гости к нам пришел Крокодил. Он принес свои гармошки и просит вас помочь ему прочитать, что на них написано.

Чтение слогов: РО, РУ, РЫ, РА, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Чтение предложений по альбому с картинками.

- Крокодил благодарит вас за помощь и дарит вам картинку с буквами "Р" и "Л" и предлагает их заштриховать по-разному.
- А он прощается с вами до следующего занятия. (Штриховка букв Р и Л)

Итог занятия

- Ребята, наше занятие подошло к концу.

- Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? (дети отвечают)

Размер:
17.46 Kb
Скачали:
13