Цель:
Материалы: наглядные пособия, игрушки, предметы, картинки-карточки и т.д.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ребята, а посмотрите, что это у нас здесь? Мешок!?
- Интересно, что в нем? Давайте посмотрим. (Дети: Это кубики!)
Воспитатель берет и развязывает мешок, оттуда высыпаются разноцветные кубики.
- Совершенно верно. Это кубики и сегодня мы будем с ними играть. А вы, ребята, будете играть со мной? (Да, будем)
С мотивировать детей принять участие в игре:
Постановка проблемы – подбор и группировка предметов по заданному признаку целесообразно начать с упражнений на выделение качественных свойств предметов.
Решение проблемной ситуации
1 вариант
Воспитатель ставит на стол любые игрушки, а затем достает из «мешочка» одну из игрушек по очереди и предлагает найти на столе такие же. Среди двух-трех предметов разного цвета, размера и формы выбрать предмет такого же цвета. А выполнив задание ребенок должен назвать выбранный предмет. Если ребенок ошибается в ответе-воспитатель наводящими вопросами помогает ему найти правильный ответ.
- Что это?
- Ты взял кубик (игрушку) такого же размера (формы, цвета)?
- Приложи кубики друг к другу!
- Или же воспитатель прямо же указывает на предмет, который следовало взять ребенку.
- Вот это кубик надо взять, видишь он такого же цвета!
2 вариант
Среди 3-4 предметов, отличающихся между собой по каким-либо признакам выбрать предметы такого же цвета (формы, размера).
3 вариант
Найти несколько предметов, например, одного и того же цвета.
- Дети, положите в коробку все кубики синего цвета, а в другую коробку сложите всех маленьких зайчиков.
4 вариант
Детям предлагается объединить предметы по группам. Например-группа фигуры, группа – машинки и т.д.
Создавая и используя ситуации повседневной жизни, воспитатель направляет детей на выполнение этих действий в реальной жизни за стенами детского сада. А распределение предметов по группам способствует еще и обучению детей наводить порядок после игры, прибирать за собой рабочее пространство и место.
В результате таких упражнений дети начинают понимать, что различные предметы, имеющие хотя бы один общий признак можно объединять в группы. Теперь они могут выделять у предметов той или иной группы общие признаки - 1, 2 или более.
Кроме того, у них закрепляется умение пользоваться приемами наложения и приложения для сравнения и отбора предметов по заданным признакам и распределения их по группам.
Детям раздаются карточки со смайликами, и они должны сделать выбор.
Такая символическая рефлексия позволит воспитателю понять, понравилось ли детям занятие, было ли оно содержательным, веселым и интересным.
Приложение: Карточки со смайликами (рис. 1). Коробки с кубиками разных цветов (рис. 2). Картинки с контурами геометрических предметов и сами предметы (рис. 3).