Целевая аудитория: дети в возрасте 3-4 лет.
Продолжительность занятия: 15 минут.
Образовательная область: познание, формирование элементарных математических представлений.
Цель: формировать у детей представление о понятиях "один" и "много".
Задачи:
Технологии, использованные на занятии: личностно ориентированная, педагогика сотрудничества, игровая, цветотерапия, сенсорное развитие, здоровьесберегающая, оценивание образовательных достижений.
Методические приемы: подводящий диалог, проблемный поиск, театрализация, блиц-опрос.
Материалы для занятия: Мишутка, лист синей бумаги, кубики двух цветов, лодочки двух цветов, предметные картинки.
Планируемые результаты:
- Сегодня мы с вами поиграем в детский сад.
Игра "Кто пришел"
- Кто сегодня пришел первым? (Например, Ярослав)
- Сколько детей было в группе, когда он пришел? (Он был один)
- Кто пришел после Ярослава?
- Кто пришел потом?
- Сколько детей стало в группе? (Много)
- Сможете ли вы определить, кто пришел в группу – мальчик или девочка, если я скажу "один"? Скажу "одна"?
Игра "Один/одна"
Каждый ребенок должен взять одну из предметных картинок, лежащих на столе изображением вниз, рассмотреть ее и прикрепить на доску рядом с мальчиком, если про эту картинку можно сказать "один", и рядом с девочкой, если про эту картинку можно сказать "одна".
Игра "Строим длинный поезд"
Раздается стук в дверь, входит Мишутка и вносит коробку с одинаковыми кубиками. Количество кубиков равно количеству детей. Дети садятся на ковер вокруг кубиков.
- Что принес Мишутка? (Кубики)
- Кубики одинаковые или разные? (Одинаковые)
- Что у кубиков одинаковое? (У кубиков одинаковый цвет)
Мишутка предлагает каждому ребенку построить длинный поезд из кубиков.
- Почему же никто не может построить длинный поезд? (Из одного кубика не получится длинный поезд)
- А можно построить один длинный поезд? (Да. Если каждый поставит один вагончик у длинного поезда)
Вместе с воспитателем дети строят длинный поезд. Каждый ребенок подставляет по очереди свой вагончик к игрушечному паровозу. Мишутка хвалит детей за дружную работу.
Динамическая пауза "Один / много"
Дети встают около воспитателя, он предлагает им подпрыгнуть много раз, присесть один раз, топнуть ногой один раз, хлопнуть в ладоши много раз.
Игра "Возьми лодочку"
- Ребята! Мишутка принес вам подарки! (Воспитатель показывает разноцветные лодочки, сложенные из бумаги, по числу детей)
- Что принес Мишутка? (Лодочки)
- Сколько в коробке лодочек? (Много)
Воспитатель предлагает взять лодочки, после чего задает вопросы:
- Сколько лодочек ты взял? (Одну)
- Какого она цвета? (Красная, желтая...)
- Сколько теперь в коробке лодочек? (Ни одной)
Дети с лодочками подходят к столу, на котором лежит большой лист синей бумаги. Это воображаемое море.
- Поставьте на воду только красные (желтые...) лодочки.
- Сколько лодочек ты поставил на воду? (Одну)
- Сколько лодочек плавает в море? (Много)
- Каждый поставил по одной лодочке, и их стало много!
Физминутка "Купание в море"
Воспитатель предлагает детям поплавать в море. Дети ложатся на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками в воздухе – плывут.
Игра "Посмотрим друг на друга"
- Вышли мы на берег, давайте посмотрим друг на друга – что у каждого одно?
- Сколько у тебя голов? (Носов? Ртов?) (Одна голова, один нос, один рот)
- Чего у вас много? (Много волос, пальцев, зубов)
- Сколько у вас хвостиков? (Ни одного)
Итог занятия. Рефлексия
- Что вы сегодня делали?
- Что было делать легко?
- Что показалось трудным?
- Что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята, вы смогли построить длинный поезд потому, что можете дружно работать и умеете различать где один, а где много.