Конспект НОД в старшей группе "Музыкальная пауза"

Цель: развитие музыкальных способностей детей.

Задачи:

  • Вызвать интерес к занятию через проблемную ситуацию.
  • Закрепить умение детей различать музыку разного характера и умение выполнять движения в соответствии с характером музыки.
  • Формировать понятие "пауза" и представление о ее графическом изображении, умение слышать и отображать паузу в движении.
  • Совершенствовать вокальные навыки, умение игры на детских музыкальных инструментах.
  • Выявить уровень осознания и запоминания содержания деятельности на занятии.

Предварительная работа:

  1. разучивание с детьми песни "Детство – это радость!", распевки "Солнышко проснулось", игры "Воротики"; попевки "Села кошка на такси", "Танец" муз. Д. Кабалевского (первый и второй варианты);
  2. слушание музыкальных произведений разных жанров: песня, танец, марш, выполнение движений в соответствии с характером музыки;
  3. МДИ "Узнай песню по мелодии", "Веселые нотки", игра с ритмическими карточками "Простучи ритм".

Оборудование: мольберт, ритмические карточки, музыкальные инструменты (барабаны, бубны), нотный стан и ноты, презентация.

Ход занятия

Музыкальный руководитель (Мр): Ребята, я рада видеть вас в музыкальном зале. Поприветствуем друг друга песенкой.

Приветствие "Солнышко проснулось"

Солнышко проснулось! (Дети: Мы проснулись тоже!)
Солнце всех согреет … (Мы ему поможем!)
Солнце нас ласкает теплыми лучами … (Мы обнимем нежно теплыми руками!)
Рады солнцу люди, звери, птички, рыбки … (Мы подарим солнцу добрые улыбки!)

- Ребята, вы со мной пели вместе или мы пели по очереди? (По очереди)
- Когда я пела, вы что делали? (Слушали, молчали)
- Когда вы пели, я слушала, молчала. Оказывается, музыка не всегда звучит, иногда она молчит.

Раздается звуковой сигнал. Воспитатель вручает музыкальному руководителю письмо от жителей королевства Музыки.

Дореми – смешной король – объявил жене Фасоль:
Дорогая, я узнал, что у нас сегодня бал.
Нарядись. И дочь Ляси приодеться попроси.

Танцы любит королева – шаг направо, шаг налево.
Только чтобы танцевать, надо все семь ноток знать,
Их расставить по порядку, ритм, мелодию сыграть!

Тут Ляси бежит из сада чуть не плача. Вот досада!
Перепутались все нотки, звуки, паузы и ритм,
А без них, как всем известно, невозможно музыку сложить!
Дети, помогите, порядок звуков в королевство Музыки верните!

М.Р.: Ребята, поможем жителям королевства Музыки навести порядок? (да!)
- А сможем? (Сможем!)
- Почему вы решили, что сможете помочь жителям королевства Музыки? Дети: Мы знаем ноты, умеем играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать! Мы дружные!

- Отправляемся в путь по музыкальным тропинкам, которые подскажет нам музыка! Ребята, какие движения мы можем выполнять под музыку? (Маршировать, бегать, танцевать, прыгать …)

- Сейчас мы будем двигаться так, как нам подскажет музыка, а когда музыка остановится, что сделаете? (Остановимся)
- Да, когда музыка остановится надо замереть и не шевелиться.

Музыкально-ритмические движения "Звук и тишина"

Дети выполняют движения в соответствии с характером музыки: маршируют, танцуют, легко бегают на носках, прыгают. Во время паузы, "замирают", принимают позу какого-либо персонажа. Музыкальный руководитель выдерживает паузы короткие и долгие.

М.Р.: Молодцы, вы были внимательны, вовремя заканчивали движение, останавливались. Остановка в музыке имеет свое название - пауза. "Пауза" - слово всем вам знакомое. Где вы паузу встречаете в жизни? (На компьютере, телефоне, в играх, остановка автобуса и т.д.)

- Наши музыкальные остановки-паузы по долготе были долгие или короткие? (Долгие и короткие)
- Правильно. Оказывается, пауза, как и звуки в музыки бывают короткие и долгие. Вот мы и пришли в королевство Музыки. (Слайд королевства Музыки)
- Посмотрите, на наш мольберт "прилетели" божьи коровки, а на одной из них задание:

Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай, это очень, очень важно!

- Ребята, нам нужно прохлопать ритмический рисунок. На мольберте ритмическими карточками выложен ритмический рисунок с паузами. Большие карточки – ТА – долгий звук, маленькие – ти – короткий звук.
- Давайте прохлопаем ритмический рисунок. (Дети пробуют выполнить задание, но сталкиваются со знаком паузы, который не могут прохлопать)

- Почему мы не смогли прохлопать этот ритм? (Мы не знаем, что обозначает этот знак; мы не знаем как его прохлопать)
- Значит, что нам нужно узнать? (Нужно узнать, что обозначает этот знак и как его прохлопать)
- Как это можно узнать? Где мы можем найти этот знак? (В нотах, в интернете...)

- Посмотрите, в моих нотных книгах тоже есть такой знак. Сейчас я сыграю по этим нотам музыку, а вы слушайте и смотрите, как я сыграю этот знак. (музыкальный руководитель играет на пианино музыкальный фрагмент)
- Ребята, как я сыграла этот знак? (Была тишина, музыка остановилась, была пауза)

- Какие вы молодцы! Внимательно меня слушали и сами услышали и назвали, что обозначает этот знак.
- Чтобы записать паузу, музыканты придумали специальный знак. Как вы уже сумели убедиться, паузы бывают короткие и долгие, для их обозначения используют разные знаки. (Слайд)

- Так как у паузы звука нет, мы будем показывать ручками так … (развести руки в стороны)
- Теперь мы сможем выполнить задание? Почему? (Мы знаем, что этот знак обозначает паузу)

Игра с ритмическими карточками "Простучи ритм"

Дети прохлопывают заданный ритмический рисунок.
М.Р.: Теперь мы будем сами придумывать ритм. Ваня, пойди, переставь карточки. (Ребенок переставляет карточки в произвольном порядке, дети прохлопывают новый ритмический рисунок. Игра повторяется несколько раз)

- Ребята, мы навели порядок в ритме, а значит можем сыграть на музыкальных инструментах определенный ритм для каждой группы инструментов.
- Музыкантами мы станем, дружно, весело сыграем.

Игра на детских музыкальных инструментах "Танец" Д. Кабалевский

  • 1 вариант. Предложить детям прохлопать только сильную долю и руками показать паузу.
  • вариант. То же самое выполнить с инструментами.
  • 3 вариант. Играют барабаны, бубны. Каждая группа инструментов играет свою партию, ритмический рисунок которой педагог выложил ритмическими карточками. (Первые два варианта желательно выполнить в предварительной работе)

Нас встречает нотка, а на ней загадка.
Семь кружочков-малышат на линеечках сидят.
Ах, как дружно все живут, звонко песенки поют.
Очень заняты работой эти радостные … (ноты)

- Ребята, для чего нужны ноты? (Ноты нужны, чтобы записать музыку, песню)
- Чтобы навести порядок в Музыкальном королевстве, надо пропеть мелодию с названием нот и расставить ноты по своим линеечкам-домикам.

Попевка "Села кошка на такси"
(муз. М. Картушиной, сл. народные)

Дети поют, показывая рукой направление движения мелодии гаммы. Ребенок на мольберте расставляет ноты на нотном стане.
- Вы справились с заданием – нотки встали по порядку! Теперь мы можем исполнить любую песню!

Музыкально-дидактическая игра "Узнай песню по мелодии"

Педагог играет мелодии знакомых песен в разных регистрах, дети называют песню и поют первую фразу.

Песня "Детство – это радость"
(сл. и муз. К. Блюм)

- Вот мы и выполнили все задания. Все жители королевства музыки радуются, и мы вместе с ними: в королевстве наступил музыкальный порядок!
- Теперь король Дореми сможет устроить бал!
- А нам пора возвращаться в детский сад. Вернуться в него мы сможем по музыкальной дорожке с паузами.

Игра "Воротики"
(Русская народная мелодия)

Итог занятия

- Ребята, где мы сегодня были? (В королевстве Музыки)
- Зачем мы туда отправились? (Помочь жителям королевства навести музыкальный порядок)
- Вы смогли помочь жителям королевства Музыки? (да!)

- Как вы думаете, почему у вас все получилось? (Мы знаем много о музыке. Внимательные. Умные)
- Какие новые знания помогли вам навести порядок в королевстве? (Мы узнали новый знак – паузу)

- Вы сегодня молодцы! Проявили себя как настоящие музыканты: вы умеете внимательно слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах.
- Вам удалось помочь жителям королевства Музыки, потому что вы сами узнали, что такое пауза! (Попрощаться, используя "звучащие жесты" и паузу)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!