Старший дошкольный возраст (7 лет).
Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведения музыкального искусства.
Задачи:
Технологии и приемы: элементарное музицирование Тютюнниковой, объяснительно-иллюстративный прием, прием погружения в музыку, технология музыкально-ритмических игр.
Музыкальный руководитель: Ребята, я рада встречи с вами. Сегодня я хочу поприветствовать вас необычно. Как идея?
Все в кружочек становитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Солнце поднимается,
Миру улыбается,
Просыпается земля,
Вместе с ней ты и я!
Попевка-приветствие
- Здравствуйте, ребята! (Пропевается по мажорному трезвучию)
- Ребята, а вы ничего необычного не заметили в зале? (дети замечают ноту, прикрепленную на шторке)
- Ой, ребята, вы такие внимательные.
- Как вы думаете, что это означает? (Я рада, что кто-то из вас знает, что это)
- Ребята, здесь что-то написано, а кто-нибудь сможет из вас прочитать? (Если не прочитал, значит зачитывает муз. руководитель)
- Здорово, ребята, нас нотка зовет в гости к своим подружкам таким же ноткам. Вы рады? Вы готовы?
- Тогда в путь, друзья!
- Я знала, что вы с нетерпением ждете музыкальные занятия.
Музыкальный руководитель: Как мы попадем на эту поляну?
- Отличная идея, ты может сказать волшебные слова?
Звучит "Марш деревянных солдатиков" П.И. Чайковского. Дети выполняют движения по кругу, с окончанием музыки останавливаются.
- Ребята, путь наш не близок, надо поспешить.
Звучит "Игра в лошадки" П.И. Чайковский. Дети выполняют легкий бег.
Музыкальный руководитель: Давайте возьмемся за руки и полетим по радуге… на поляну волшебную, где будут нас встречать друзья! (Дети встают парами и проходят на воображаемую поляну)
- Вот мы и прибыли на поляну волшебную, где нас уже встречают друзья! (слайд)
- Ребята, вспомним, кого в прошлый раз мы повстречали на поляне?
- Верно! Правильно! А что же они делали на полянке?
- А голоса были похожи друг на друга?
- А у девочки с мальчиком?
- Совершенно верно! Мы с вами слушали, какие звуки бывают в музыке. Они бывают разной высоты. Какие?
- А сегодня мы в гостях у веселых нот. Они нам приготовили музыкальный подарок. (Слушание песни "Веселые нотки" (слайд-видео)
- Какое настроение подарила нам с вами эта песенка? (Радостное, задорное …)
- Ребята, что вы услышали в этой песенке?
- А как вы думаете, кого так называют?
- Верно … Звуки мы слышим, а для того, чтобы мы их увидели, нам нужно их записать и дать им имена. Вы хотите поближе познакомиться со знаками-нотками?
- Тогда внимание на доску. (слайд)
- Вот в таком-то домике и живут звуки! А чтобы было понятно, где…какой звук их изображают в виде вот таких крючочков, которые называются ноты.
- Как они называются? (ноты)
- Верно!
Песня-распевка "Ноты"
Посмотрите - это дом,
И проживают ноты в нем,
Все ноты дружная семья,
Семь ноток и все друзья!
Воспитатель: Екатерина Андреевна, а если ноты друзья, значит и в гости к друг другу ходят?
Музыкальный руководитель: Нет, у них так не принято, каждая из них живет на своем этаже и уйти не может. До - на своем, ре- на своем.
- Ребята, их не так-то и много, всего семь. Мы умеем считать до семи?
- Но, просто нам считать не интересно, да и запомнить непросто давайте поиграем?
Музыкально-ритмическая игра "Эхо"
- До… Дети: До (хлопок)
- Ре… Дети: Ре (хлопок)
- Ми… Дети: Ми (хлопок)
- фа… Дети: Фа (хлопок)
- Соль… Дети: Соль (хлопок)
- Ля… Дети: Ля (хлопок)
- Си… Дети: Си (хлопок)
- Здорово!
- А, теперь фокус, домик исчезает и остается … (слайд)
- Эти линеечки, как вы выразились, называются-нотный стан.
- Именно! Каждая стоит на своем месте. А теперь внимание!
Пальчиковая гимнастика
Ниже всех забрался кто?
Ну конечно нота до!
Смотрит тоже во дворе, следующая нота - ре!
Поиграть пришла с детьми нота третья нота - ми!
Будто мягкая софа развалилась нота - фа!
Главную играет роль в нотном доме нота - соль!
Просто пели тра-ля-ля получилась нота - ля!
А у Ксюши ты спроси, она знает ноту - си!
Музыкальный руководитель: Ну, что запомнили, как зовут ноты?
- А сейчас, мне бы хотелось вас познакомить с песней "Игрушки учат ноты".
- Оказывается, не только мы хотим с вами познать музыкальную науку, но и сказочные герои.
Песенное творчество "Игрушки учат ноты"
(знакомство и разучивание 1 куплета и припева)
- Ребята, вам понравилась песенка? А каких сказочных героев вы услышали в этой песне? Назовите, их?
- Попробуем спеть? (методическая работа над песней)
- А теперь мои друзья, интересная игра. С колесом будем играть, ноты будем называть, ноты будем называть и придумывать слова.
Дидактическая игра "Нотное колесо"
Дети делятся на две команды, выходят командиры и крутят колесо. На какой ноте стрелка останавливается, дети произносят название ноты и придумывают слово, первым слогом которого является "имя" ноты. Кто больше назовет слов, та команда и победила.
Другой вариант - командиры крутят колесо, а команда должна без ошибок назвать ноту, на которую попадет стрелка. Победители получают звезду за каждый правильный ответ. У кого больше звезд тот и выиграл!
- Ребята, как же мы наших ноток оставим без подарка? Что мы можем им подарить? Согласна, танец – это хороший подарок.
Танец-импровизация "Шел по лесу музыкант"
- Замечательно, здорово, молодцы!
- Ребята, помните, что каждая нота имеет свое имя… Кто напомнит?
Игра "Ну-ка дружно повтори!"
Пропеваем вместе с хлопками звукоряд от "До" до "Си"
Музыкальный руководитель: Ребята, вы огромные молодцы, но, нам пора возвращаться обратно с волшебной полянки в детский сад. Кто помнит волшебные слова? (Звук волшебной палочки)
- Ребята, вам понравилось играть с веселыми нотками?
- А, больше всего понравилось?
- А, что самое затруднительное было для вас?
- А, как называется их дом?
- Здорово, что мы весело провели время!
- А теперь кто сможет сказать: "До свидания" как веселый клоун? Как смеющийся смайлик? (Шуточная игра)
- А как бы сказали до свидания нотки? (Педагог прощается, пропевая по мажорному трезвучию, дети в ответ)