Возрастная группа: подготовительная.
Цель:
Задачи:
Организация среды для проведения занятия: электронная доска, музыкальный центр, фонограммы, ноутбук, электронное пианино, осенние веточки, изображение королевы Музыки, принцессы Мелодии, принцев.
Подготовка к образовательной деятельности: изготовление осенних листочков; разучивание песни "Осень в золотой косынке", танца "Осенний вальс". Прослушивание классических произведений Шопен "Осенний вальс", Джойс "Осенний сон".
Включается марш Шуберта. Дети, маршируя, заходят в зал, и образуют круг. М. р.: Здравствуйте, ребята! Я вас всех рада видеть. Я предлагаю поприветствовать друг-друга с помощью интересной игры "Здравствуйте".
М.р.: Ребята, когда я зашла в музыкальный зал, я увидела на полу много осенних веточек. А еще обнаружила вот такую красивую корону.
- Чья она?
Целеполагание
Как бы нам очутиться на этом балу, может здесь не просто так оставили эти веточки. Давайте возьмем их в руки и скажем заклинание: крэкс, фэкс, пэкс.
Актуализация ранее приобретенных знаний
На экране слайд "Королевский дворец".
М. р.: Ребята, мы попали в гости к королеве Музыке. В этом королевстве все музыкальное, даже людей называют музыкальными именами. А повсюду слышится музыка. Слышите, кажется это вальс осенних веточек. Давайте потанцуем с нашими веточками. Исполняется танец с веточками.
На экране слайд "Королева музыки".
- Посмотрите, нас пришла поприветствовать сама Королева Музыка. И она хочет рассказать нам одну необыкновенную историю, которая произошла в ее царстве.
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
В некотором царстве-государстве жила-была королева Музыка. Музыка во всем любила порядок и красоту. У нее была дочка – принцесса Мелодия.
Росла принцесса очень нежной и красивой девочкой. Но характером она обладала весьма своенравным: то Мелодия неспешно и чинно выступала по тронному залу, а то любила и побегать в своих позолоченных туфельках вверх и вниз по ступенькам дворца.
Когда дочка выросла, королева решила, что настала пора выдавать ее замуж. Созвала Музыка на бал всех знатных женихов, и объявила условие: "Кто удивит принцессу своими талантами, тот и получит руку и сердце моей дочери!". Принцесса, в свою очередь, пригласила своих самых любимых подружек – ноток Фа и Ля, и Паузу.
И вот наступил долгожданный день. Первым женихом оказался принц Темп. Он пригласил Мелодию на прекрасный вальс. Но Темп так нервничал, что постоянно то торопился, и наступал на ногу своей партнерше, то, наоборот, становился медлительным.
Второй жених – Ритм (картинка) – чеканно подошел к невесте, и предложил станцевать чечетку. Но принцессе возмутилась: "Что вы, посмотрите на мои изящные туфельки, я из-з этого ужасного танца сломаю все свои каблучки!" И мелодия наотрез отказала второму жениху.
Принцесса было, совсем расстроилась. В этот момент открылась дверь, и навстречу ей вошел очаровательный красавец Тембр.
На нем был черный фрак, лицо украшали бакенбарды, а в руках красовалась блестящая трость. Он взял за руку принцессу, вывел на середину зала и запел изумительную песню. Его голос был настолько бархатным, мягким и прекрасным, что принцесса от восторга захлопала в ладоши и тут же влюбилась в принца.
Но вдруг раздался гром, и ворвался волшебник Хаос. Он был настолько обижен на всех и возмущен тем, что его не пригласили на бал, что хотел всех заколдовать. Тут на помощь пришли подружки невесты: нотки Фа и Ля, и Пауза. Нотки затараторили, что они извиняются за такую неприятность и, чтобы сгладить эту неприятную оплошность, сыграли в подарок веселую песенку на скрипочках. А молчунья Пауза нарисовала волшебнику его портрет. Инцидент был исчерпан, и веселый бал продолжился.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
- Ребята, какие незнакомые слова вы услышали в этой сказке? (ответы)
- Скажите, какая по характеру была дочка у Музыки? Сейчас мы на время все станем композиторами. Выберете любые инструменты, с помощью них мы покажем, какая может быть мелодия. (музыкальная импровизация)
- Кто в сказке спел красивую песню для Мелодии? (ответы)
- Да, красавец Тембр. Тембр связан с характером и образом, какой композитор хотел изобразить в своей музыке. Вы знаете, что одну и ту же песню можно исполнить разным тембром?
Распевание: "репка", "кот и мышка" (пение по ролям, хором, ансамблем)
Игра кот и мышка
Каким тембром мы будем петь нашу песню? (Ответы)
Исполнение песни "Осень в золотой косынке"
- Мелодия любила и побегать, и помечтать. Сейчас мы познакомимся с музыкой Ф. Шопена. В этой музыке мелодия тоже очень разнообразна. Она то взлетает вверх, то двигается спокойно и плавно (слушание).
- Какую осень вы нарисовали в своем воображении под эту музыку? (ответы)
М.р.: Нам пора вернуться в свой детский сад. Но мы с вами еще не раз вернемся в гости к королеве Музыке. (Дети говорят слова: "крэкс, фэкс, пэкс")
- С возвращением! Куда нас перенесли осенние веточки? Как звали жителей королевства? (ответы детей)
- Кто поразил принцессу Мелодию? Кто все время торопился и наступал на ножки принцессе?
- Как звали самого молчаливого героя сказки?
- Настало время прощания. (муз. рук. поет: "До свидания, ребята", дети пропевают: "До свидания)
Дальнейшая разработка темы
Осенний праздник. Исполнение на ДМИ, исполнение песен.