Цель: формирование представлений о времени (частях суток) у детей с использованием моделирования.
Задачи:
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.
Форма проведения: занятие-игра.
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на телефон пришло видеосообщение. Хотите узнать от кого оно? (да!)
- Тогда давайте же его посмотрим.
- Смотрите, это же Бараш из мультфильма "смешарики" и он нам хочет что-то сказать.
Бараш: Здравствуйте ребята, у меня появилась проблема, я долго писал стихотворение и запутался в частях суток, вы поможете мне вспомнить части суток?
- Ребята, поможем Барашу вспомнить части суток? (поможем)
- Хорошо, а как мы можем ему помочь? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите у меня есть картинки, которые нам отправил Бараш.
- Что на них изображено? (Дети описывают иллюстрации частей суток)
- А как можно общим словом назвать эту иллюстрацию?
- Какая часть суток на ней изображена? (день)
- Что вы делаете днем?
- На этой что изображено? (утро)
- Что вы делаете утром?
- Какая часть суток изображена на этой иллюстрации? (вечер)
- Что вы делаете вечером?
- Хорошо, а здесь что изображено? (ночь)
- Что в ы делаете ночью?
- Ребята, а как можно назвать одним словом все эти картинки? (Части суток)
- Да, верно, ребята! Давайте сейчас выложим части суток последовательно, так как они нас встречают. Что мы первое видим? (Утро)
- А потом? (День, вечер, ночь. Дети выкладывают последовательно части суток)
Дети сидят на своих местах, на стульчиках.
- Ребята, каждая часть суток имеет свой цвет. Как вы думаете какая часть суток имеет белый цвет? (Утро)
- Верно, потому что когда солнышко только встает, оно еще не светит так ярко как днем. И поэтому небо имеется белый цвет.
- Какую часть суток можно обозначить желтым цветом? (День)
- Да, верно. А как вы думаете почему?
- А какую часть суток можно обозначить фиолетовым цветом? (Вечер)
- Почему?
- А какая часть суток может обозначаться черным? (Ночь)
- А Почему?
Дети располагают цветные квадраты под карточками частей суток в соответствии с их моделированием. Воспитатель убирает цветные иллюстрации с частями суток.
- Ребята, я предлагаю сейчас немного поиграть, вы сейчас дружно закроете глаза, а я поменяю какие-нибудь части суток местами, а вам нужно будет назвать какие части суток поменялись. Хорошо?
Дети закрывают глаза, воспитатель меняет цветные квадраты местами. Называют цветные квадраты которые поменялись местами. Игра продолжается 2-3 раза.
- Ребята, давайте еще сыграем в одну игру.
Игра "Вчера, сегодня, завтра"
- Слово "сегодня" обозначает то что я делал именно в этот день, то что делаю сейчас.
- Миша скажи что ты делал сегодня? (Я сегодня играл в машинки)
- Ира скажи пожалуйста что ты сегодня делала? (Я сегодня играла в куклы)
- Слово "вчера" обозначает то что мы делали прошлым днем, тем который прошел и после него поспали.
- Костя что ты делал вчера? Миша что ты делал вчера? Аня что ты делала вчера?
- Слово "завтра" обозначает что мы будем делать следующим днем, тем, который будет после этого дня, когда мы только поспим ночью.
- Алена что ты будешь делать завтра? Настя что ты будешь делать завтра? Ксюша что ты будешь делать завтра?
Воспитатель вместе с детьми сидят на стульях на своих местах, показывает циферблат для частей суток.
- Посмотрите это часы для частей суток. С какой части суток начитаются новые сутки? Когда мы просыпаетмся, тогда и начинается новые сутки. (Утром)
- Да верно. А каким цветом обозначается утро? (Белым)
- Что начинается после утра? Каким цветом обозначается день?
- Верно, желтым. Что начинается после дня? А каким цветом обозначается вечер?
- А что начинается после вечера? А какими цветом обозначается ночь?
Воспитатель в процессе вопросов располагает цветные квадраты на циферблате частей суток в кармашке по часой стрелки.
- Ребята, части суток строятся друг за другом в один поровозик, и они движутся каждый день одинаково, не меняются между собой и не расцепляются.
- Этих вагончиков у паровозика всегда 4.
- Ребята, у нас с вами получились суточные часы. А как вы думаете с какой части суток начинаются новые сутки. (Дети отвечают)
- Сейчас я предлагаю это проверить, давайте поставим стрелочку на утро вот движется стрелка, проходит утро, день, вечер и ночь и наступает снова утро.
- Стрелка прошла целый круг значит прошел целый круг. Давайте попробуем начать с части суток дня.
Воспитатель проводит стрелку начиная с дня, вечера и ночи.
- Ребята можно сказать, что сутки могут начинаться с любой части суток, главное что они всегда возвращаются и начинают снова с той части суток с которой начался.
- Мне кажется, мы с вами засиделись. И поэтому я предлагаю немного поиграть. Вы согласны? (да!)
- Тогда давайте пройдем с вами на ковер.
Руки в боки, руки шире (руки ставим на бока, разводим руки в стороны)
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили (прыгаем на месте)
Раз, два, три, четыре.
Потянулись – выше, выше... (тянемся вверх)
Приседаем – ниже, ниже… (приседаем)
Встали – присели, (встаем – садимся)
Встали – присели.
И на стулья тихо сели. (садимся на стулья)
- Молодцы, ребята!
Дети находятся за столами
- Ребята, посмотрите на ваших столах лежат иллюстрации, что на них изображено?
- Да верно, это части суток.
- Сейчас я буду называть части суток а вам нужно показать иллюстрацию с этой частью суток хорошо? (Воспитатель называет части суток, а дети показывают части суток на иллюстрации)
- Вечер. День. Утро. Ночь. Молодцы!
- А сейчас я буду называть цвет который имеет часть суток, а вам также нужно показать часть суток. (Воспитатель называет части суток, а дети показывают части суток на иллюстрации)
- Черный, фиолетовый, желтый, белый и т.д.
Воспитатель просит детей пройти на ковер.
- Ребята что мы сегодня делали?
- А мы смогли помочь Барашу? (Дети говорят свои ответы)
- А что вам понравилось больше? (высказывают свое мнение)
- Молодцы! Мне тоже очень понравилась это.
- А что для вас было сложным?
- Как с этим вы справились?
- Ребята, сегодня мы с вами помогли Барашу из мультсериала "Смешарики" и Бараш отправил для нас фотографии всех его друзей, но они черно-белые, я предлагаю нам с вами сделать эти фотографии цветными и яркими.