Цель: поддержание у детей интереса к наблюдениям за состоянием погоды с помощью приборов, находящихся в игровом комплексе "Метеостанция".
Развивающая среда: сундук с ключом и "сокровищами", уличный игровой комплекс "Метеостанция", мольберт, мелки, календарь погоды, мерный стаканчик, рамки "ловец облаков", листы бумаги и др.
Предварительная работа: экскурсии на метеоплощадку, снятие показаний приборов на метеостанции, ежедневные наблюдения за погодой, фиксация данных в календаре погоды с помощью знаков и символов.
Воспитатель вносит в группу сундук.
- Ребята, посмотрите, что я нашла в приемной. Давайте посмотрим что там. (Осматривают сундук)
- Он заперт на замок, нужен ключ.
- Смотрите, к сундуку прикреплена записка. Давайте прочтем, что там написано, может, тогда мы поймем, где искать ключ от сундука.
Читает содержание записки: "В четвертый день недели, при ясной погоде, при цифре со знаком выше 0, солнце укажет время… Тогда поймайте слабый ветер, и стрела вам укажет на место, где артефакт имеется.
Поймайте облака, дайте им имя и образ, расположите существ этих по порядку. Вместе поднимите воду, и придете вы к цели. Вернитесь к друзьям своим, сверьте данные все. И только при их соблюдении найдете ключ. Ключом тем откроете вы сундук запертый".
Воспитатель не говорит прямо, куда нужно идти в поисках ключа, а помогает детям разобраться с текстом.
- Ребята, мы с вами должны найти ключ от сундука, чтобы узнать, что там спрятано.
- Где мы будем вести поиски? (Дети приходят к выводу, что место поисков – метеостанция)
- Возьмем ли мы с собой какие-либо предметы из "уличного" инвентаря?
На метеоплощадке
- С чего начнем поиски? (Воспитатель фиксирует инициативы и мнения детей)
- Давайте обратимся опять к записке. Там написано: "В четвертый день недели, при ясной погоде…"
- О чем говорится в этой подсказке? (Дети высказывают свое мнение)
- Но как это проверить? Правильно. Надо обратиться к календарю погоды. (Показывает на доске)
Л-1. Четверг-кружок зеленого цвета (зеле), ясная погода - кружок желтого цвета.
- Читаем дальше: "При цифре со знаком выше 0" Где будем смотреть? (термометр)
- Правильно. Л-2. Термометрическая будка, где расположен термометр.
Двое детей идут к будке, считывают показания термометра и возвращаются к доске, чтобы зафиксировать данные
- Читаем следующую подсказку: "солнце укажет часов больше 9, но меньше 11". Куда нас отсылает подсказка? (К солнечным часам)
Л-3. Солнечные часы – стрелка часов – время 10 ч.
- "Тогда поймайте слабый ветер…"
Л-4 Ветряной рукав – поймать ветер = сильный ветер. (Определяют силу ветра и идут фиксировать)
- "Поймайте облака, дайте им имя и образ, и появится у вас мир существ чудесный".
Л-5. Догадались о каком метеорологическом приборе идет речь? (ловец облаков)
Затем воспитатель направляет детей к столу, где лежат рамки "Ловец облаков". Они выбирают облако называют его и зарисовывают.
- На ваших рисунках есть значки - цветные кружочки. Вам надо выложить рисунки по порядку цветов радуги с помощью считалки: кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи.
- Читаем подсказку: "Вместе все поднимите воду, дойдете до цели.
Л-6. Водомер - поднять воду.
Педагог помогает детям сделать замеры количества осадков, уточняет числовое значение выпавших осадков. Оставляет дождемер до следующего дня, так как по прогнозу погоды ожидается дождь.
- Теперь давайте все вместе проверим все ли локации мы прошли и все ли задания нами выполнены.
По алгоритму сверяют, все ли сделано на каждой локации
Л-7. Сундук итоговая точка прохождения игры.
Возвращаются к сундуку, открывают его и находят монетки-шоколадки.
- Ребята, то, что вы сейчас делали, вы умели раньше делать или научились "здесь и сейчас"? (измерять, сравнивать, обсуждать, решать)
- Может в нашей игре вас что-то удивило? Может даже огорчило?
- Маша, ты что сделала для того, чтобы найти ключ от сундука? А ты, Миша?
- Может, у кого-то из вас появились новые вопросы?
Дети покидают метеостанцию.