Конспект занятия с детьми 4-5 лет "Морские обитатели"

Цель: обогащать знания детей о подводном мире и его удивительных обитателях.

Задачи:

  • уточнить представления детей о разнообразии морских животных;
  • продолжать воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к природе;
  • в игре поощрять интересное решение, способствовать развитию представлений о многообразии животного мира;
  • воспитывать чувство благодарности и уважения к людям, которые делают добрые дела и готовы прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Словарная работа: океанолог, иллюминатор, подводное судно, волонтер.

Оборудование: панорама моря, иллюстрации морских животных, презентация, мальчик в костюме дельфина, мальчик капитан.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему "Морские обитатели", рассматривание энциклопедии, рассматривание картинок с изображением морских обитателей, чтение книги "Подводный мир", просмотр видеофильма "Подводный мир для детей. Развитие ребенка".

Ход НОД

Дети рассматривают панораму моря.
Воспитатель: Ребята, что вы видите в необъятных морских просторах? (ответы детей)
Звучит фонограмма "Шум прибоя".

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в этот неповторимый подводный мир. Занимайте свои места в нашей подводной лодке.
- Капитан! Дети готовы к путешествию!
Капитан: Поднять якорь! (Включается презентация "Морские обитатели" и длится на протяжении всего путешествия)

Воспитатель: Ребята, исследование подводного мира стало возможным с тех пор, когда появились аппараты, при помощи которых можно дышать под водой.
- А изобрел их известный ученый – исследователь Жак Ив Кусто. Он открыл удивительный мир океанов и рассказал о жизни животных.
- А процессы, которые происходят на дне океанов и морей, изучает наука, которая называется океанологией.

- Я надеюсь, что кто-то из вас после нашего путешествия захочет стать океанологом и найти рыбку или животное, еще неизвестное человеку.
- Наша лодка погрузилась на глубину 8 метров. Посмотрите в иллюминаторы.
- Иллюминаторы – это застекленные круглые окна подводных судов. А круглые их делают для того, чтобы стекла не вылетели от разницы давлений среды.

Встреча с Дельфином (мальчик).
Капитан: Нас провожают дельфины.
Воспитатель: Дельфин – это самый добрый и умный морской обитатель. Смотрите, он любит резвиться в волнах.

- Сардины – любимая еда дельфинов. Они стаей ищут косяк рыб, выталкивают их вверх и там питаются. Но в самый последний момент отступают, чтобы не съели другие хищники.

- А вот и касатка – самый большой дельфин. Ее интересуют не сардины, а дельфин. Они могут подавать разнообразные сигналы, которые обозначают беспокойство или призывающие к поиску пищи.

- А еще они используют уникальные свисты – это жест дружбы и плавают бок о бок, показывая, что они друзья.
Капитан: Наша лодка погружается на глубину 30 метров.
Дети: А зачем? А мы увидим еще морских животных?

Капитан: Да, увидите. Это самая безопасная глубина, на которой подводная лодка может долго находиться на ходу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный морской обитатель.
Дети: Черепаха! Очень большая!

Воспитатель: Морские черепахи имеют сердцевидный или овальный панцирь, покрытый роговыми щитками, и невтягивающиеся конечности – ласты. Большая голова не убирается под панцирь.

- Живут они до 80 лет, весит взрослая черепаха не более 50 кг. Молодые черепахи спят на поверхности, т. к. еще не способны долго оставаться под водой.
- А самый крупный вид современных черепах – кожистая черепаха длиной до 2,5 метров, вес достигает 900 килограммов. Полакомиться она любит медузами.
- Самка выходит на берег для того, чтобы отложить яйца – около 100 штук сразу.

Физминутка "Сказка даст нам отдохнуть"

Воспитатель: Ребята, наше путешествие продолжается. Посмотрите, к нам в иллюминатор смотрит любопытная акула. Это одна из страшных акул на планете.
- Ее огромный рот полон острых зубов с пилообразными краями. Белая акула совершает быстрые короткие атаки, бросаясь на добычу снизу.
- Она может напасть и на человека, спутав его с другой добычей, например, с тюленем.

- Сейчас белая акула под угрозой исчезновения. Она слишком часто становилась объектом охоты.
- Как вы думаете, кто сейчас проплывает? (дети отвечают)
- Да, это длиннорылый морской конек. Он живет среди водорослей, за которые держится гибким хвостом.

- Плавает он в вертикальном положении и может двигать каждым глазом отдельно. Питаются коньки мелкими рачками и креветками.
- Они ведут малоподвижный образ жизни, умеют менять свой цвет, защищаясь от хищников и маскируются во время охоты за пищей.

Малоподвижная игра "Возле моря голубого…"

Возле моря голубого
Притаился зверь морской.
Ты, Ванюшка, постарайся
И узнай, кто там такой! (Дети изображают морских обитателей)

- Мы подплываем к берегу Черного моря. А что мы видим в иллюминаторе? (Морскую звезду)
- Молодцы, правильно!

- Морские звезды – одни из немногих морских животных, которые могут жить где угодно. Большинство этих причудливых морских животных имеют пять лучей, поэтому полностью оправдывают свое название.

- Цвет морских звезд поражает оттенками красного, желтого, малинового, синего и других цветов. Морские звезды – хищники, питаются моллюсками, червями. Эти животные ползают по дну при помощи ножек, снабженных присосками.

- Вот мы и на берегу.
- Осторожно, дети, не наступите на краба. Посмотрите, какая необычная форма тела у него и огромные клешни. Он любит ползать по дну моря, оставляя неповторимые следы.

- Ребята, посмотрите, к берегу подплыл одинокий дельфин. Он издает сигнал, обозначающий беспокойство. Его звуки означают, что друг заболел; вместо рыбы он проглотил выброшенные в море отходы.

Ситуация "Заболел дельфин"

- Ребята, разбрасывая мусор, люди губят природу, многие животные погибают, исчезают целые виды.
- А есть люди, которые делают добрые и важные дела без оплаты, помогают другим людям (детям, больным или животным, оказывающимся в трудной ситуации) – это волонтеры.
- Волонтер всегда готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

- А вы хотите стать волонтерами? (Да)
- Давайте очистим берег от мусора и будем беречь и охранять море и окружающую природу.

Игра "Волонтеры"

- А сейчас все вместе походим по песочку и потренируем стопы ног. (Методика "стопотерапия")
- Ребята, вам понравилось путешествие по морю и морские обитатели?
- Отдохнувшие и укрепившие свое здоровье, мы возвращаемся в детский сад.

Размер:
18.18 Kb
Скачали:
9