Цель: формировать у детей представление о морских обитателях.
Задачи:
Предварительная работа:
Материалы: деревянный настольный конструктор с фотографиями построек корабля, бумага и схема сборки корабля способом оригами, лего - конструктор, запись "Звуки моря", "Голоса дельфинов", презентация "Морские обитатели", экран, мультимедиа, бескозырки, вороники матросские, тельняшки-футболки и др.
На экране кадр "Бескрайнее море".
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по морю.
- В морях живет много разных животных, и они не совсем похожи на животных, живущих на земле.
- В море живут дельфины, и киты, морские звезды и морские ежи, осьминоги и акулы, медузы и морские коньки…
- Есть безопасные для человека животные, а есть и опасные. Хотите, познакомимся с ними поближе и узнать о них что-нибудь новое?
- Тогда мы отправляемся с вами в морское путешествие!
- Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю?
- А у нас есть лодка, катер или корабль?
- Предлагаю смастерить их своими руками. Можно построить лодку из конструктора Лего, смастерить корабль из бумаги техникой оригами или построить его из деревянного настольного конструктора.
- Подумайте, из чего вы сейчас хотите построить водный транспорт.
- Те, кто решил смастерить корабль из бумаги техникой оригами подойдут к этому столу. (6 человек)
- Вот бумага и вам поможет схема сборки корабля, по которой вы вспомните, как мы его собирали.
- Те, кто решил строить из деревянного настольного конструктора, подойдут к этому столу. (10 человек)
- Выбирайте себе корабли, которые будете строить и приступайте к работе.
- Те, кто решил построить лодку из конструктора Лего, подойдут сюда.
Морское путешествие
- Транспорт готов? Займите ваши места. (Дети садятся на стульчики)
- И отправляемся в путешествие! (На презентации – движение моря с звуками шума моря)
- Слышите? Это звуки моря.
- Смотрите на горизонте, далеко-далеко, мне кажется, кто-то есть?!
- Я догадалась кто это. А вы, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, кто это.
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть ..? (дельфин)
(После ответа детей на экране появляется кадр с дельфином)
- Правильно, ребята. Что вы знаете о дельфинах?
- Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека.
- Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих.
- Хотите послушать голоса дельфинов: как они кричат и разговаривают? (Слушание аудиозаписи)
- Дельфин уплыл, а я вижу еще одного морского обитателя…
Глазастая, зубастая,
Хвостом виляет,
В океане промышляет.
Кто это? (акула)
(После ответа детей на экране кадр с изображением животного)
- Это акула. Что вы знаете об акулах?
- Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Они очень прожорливы, подвижны и опасны для человека, потому что они – хищницы.
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьет хвостом, вода кипит -
Проплывает важно ... (кит)
- Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
- Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Передние – ласты, а задние – лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (морская черепаха)
- Что вы можете сказать про морскую черепаху?
- Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. (Кадр с сухопутной и морской черепахой)
- У сухопутных черепах – лапы, а у морских лапы превратились в ласты, а панцирь стал меньше и легче.
- Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно.
- Продолжаем наше путешествие.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я – … (осьминог)
- Это осьминог. Как вы думаете, почему его так назвали?
- Он получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то, очень-очень давно, число "восемь" называли по-другому - "осемь".
- Поэтому люди стали называть это удивительное животное – "осьминог".
- У этого животного голова и восемь ног. Их еще называют – щупальца. На щупальцах у осьминога - присоски. Используя щупальца и присоски, он передвигается.
- Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться.
- Питаются мелкими морскими животными: креветки, рыбы, крабы. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.
- А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
От зеленого причала оттолкнулся пароход. (встать)
Он шагнул сперва назад, (шаг назад)
А потом шагнул вперед. (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке, (движения руками)
Набирая полный ход. (ходьба на месте)
Плывем дальше.
Морская звезда
Плывет туда, плывет сюда.
Ее не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Кто это? (медуза)
- Что вы можете сказать о медузе?
- Они бывают маленькие и огромные, до 2,5 метров, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Медузы состоят из воды.
- Встречаются ядовитые медузы, они опасны для человека. Если человек дотронется до медузы, у него могут появиться сильные ожоги.
Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И все ж…
Порою хоть страшно, плывет ... (рыба-еж)
На лошадку не похож,
Скачет и резвиться тоже.
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве. (морской конек)
- Что за чудики такие? Морские коньки – это тоже обитатели морей и плавают они всегда вертикально.
- Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
- Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой.
- Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк в них – и спрятались.
- Кроме морских коньков в море живут еще и звезды. Они бывают разные по цвету и размеру.
- Морская звезда – хищница. С помощью своих лучей открывает створки ракушек и съедает их.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра "Камень, звезда" (физкультминутка)
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
На слово "камень", дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают руками колени, на слово "звезда", дети встают руки вверх в стороны.
- А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зеленые, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть.
- Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Ее употребляют в пищу. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.
- Водоросли выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.
- Наше путешествие подходит к концу, надо держать обратно домой.
- Еще раз посмотрим, полюбуемся морскими просторами. (Звучит шум моря)
- Ну, вот мы и дома. Понравилось путешествие? (ответы детей)
- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря?
- С какими морскими обитателями мы сегодня с вами встретились?
- Что нового и интересного вы про них узнали?
- Вернувшись в домой, вы можете нарисовать животных, с которыми мы встретились во время путешествия или поиграть с родителями в игру-загадку "Море волнуется раз…"
- Вы будете изображать морских животных, которых встретили в своем путешествии, а родители – отгадывать, как они называются.