Методическая разработка занятия для детей 4-5 лет "Дифференциация звуков "м", "мь"

Занятие по программе "Путешествие в страну звуков и букв" проводится с детьми 4-5 лет после изучения звуков "л", "ль", во время изучения звуков.

Работа ведется с использованием демонстрационного, раздаточного материала: предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки "м", "мь"; маски для игры, дидактическая игра "Зоопарк", мяч.

Задания подбираются различного уровня трудности с учетом возрастных особенностей и способностей детей данного возраста. Для того, чтобы занятие проходило динамично и результативно, предлагается артикуляционная гимнастика со звуками "м", "мь", разработаны дифференцированные задания и задания в игровизор по программе.

Индивидуализация при организации познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка; осуществляемых в условиях коллективной работы в рамках поставленных задач.

В качестве дополнительного задания подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения. Применение его на практике, показывают положительную динамику.

Цель:

  • познакомить со звуками "м", "мь";
  • учить детей называть слова со звуком, выделять и называть первый звук в слове;
  • закреплять понятия "слово", "звук".

Оборудование: презентация по теме, предметные картинки, набор масок для игры, пеналы с карандашами, смайлики для оценивания своей работы на уроке.

Ход занятия

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, посмотрите внимательно кто то к нам сегодня пожаловал? (кот Матроскин)
- Он просит помочь вас ему разобраться со звуками, с которыми вы знакомитесь на занятиях по обучению грамоте. Ребята поможем ему? (Да!)

- Ну садись и слушай. Я предлагаю вам сегодня хорошо поработать, правильно выполнять задания, дружно отвечать на вопросы, тихо вести себя на занятии, и тогда вас ждет сюрприз.

- Ребята посмотрите на картинку на экране, кого вы видите? (игрушки Медведя и мишки)
- Правильно. Давайте вместе назовем их. Произношу, выделяя первый звук. Какие звуки вы услышали? (м, мь)
- Верно. Мы сегодня будем находить и правильно произносит звуки "м", "мь". А чтобы язычок наш проснулся, проведем гимнастику. Какую? (для язычка)

Артикуляционная гимнастика "Бульдог"

Цель упражнения - научить детей удерживать язык в определенном положении.

За верхнюю губу заложен язык
Бульдог уступать никому не привык.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд. проводится не менее 3 раз. Вы большие молодцы.

Основная часть

- Ребята, какие звуки мы уже с вами выучили? (Звук шуршащих листьев, звук большого и маленького комара, звук большого и маленького насоса, звук жужжащего жука)
- Посмотрите на доску, что вы видите? (Картинки)
- Назовите их. (малина, машина, мешок, предметы в названиях которых есть мягкий и твердый звуки "м", "мь". Произносим, выделяя эти звуки)

Физминутка

- Ребята, я предлагаю повторить нашу запоминалку.

Смотрел в окно кузнечик,
Ночь, утро, день и вечер.
Потом улегся спать,
Ведь дальше ночь опять. (Проговариваем с движениями)

Игра с мячом

Педагог произносит слово с интонационным выделением звука "м" и бросает мяч одному из детей. Тот повторяет слово сказанное педагогом (воспроизводит его интонационное выделение), и возвращает мяч.

Также ведется работа со словом с интонационным выделением звука "мь". В процессе игры необходимо учесть следующее:

  • педагог бросает мяч каждому ребенку с очень близкого расстояния, чтобы внимание детей было обращено не на то, чтобы поймать мяч, а на то, чтобы правильно произнести слово;
  • необходимо следить за тем,чтобы слова со звуком "м", "мь" в начале слова "доставались" детям, которые испытывают трудности при обучении. А слова со звуком "м","мь" в середине - более успешным обучающимся детям.

Итог занятия

- Ребята, чем мы занимались на занятии? (Знакомились со звуком "м", "мь". Находили эти звуки в в названиях картинок, выделяли их в словах)
- Молодцы ребята. Ну что кот Матроскин ты все понял? Тебе понравилось как ребята работали на занятии? (да!)

- А вам ребята? (ответы детей)
- Так вот, чтобы вы не шумели и все хором не говорили, кому, что понравилось. Я предлагаю свои смайлики прикрепить на доску.
- На самую верхнюю прикрепит тот, кому все понравилось, он все понял и ему было легко на занятии.

- На среднюю прикрепит тот, кто затруднялся и не все понял. Ну а на линеечку в самом низу тот, кто ничего не понял, ему не понравилось на занятии.
- Спасибо всем деткам за отличную работу на занятии, вы большие молодцы!

Размер:
28.17 Kb
Скачали:
14