Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.
Профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии допрофессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет понимать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.
Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.
Целью ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему спектра профессий, востребованных в своем городе
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий взрослых.
Для знакомства мы используем как традиционные формы: беседы, презентации, чтение произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, создание картотек, оформление лэпбуков, выставки рисунков детей о профессиях, игры, загадки, викторины, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок с обсуждением и др., так и нетрадиционные. Одной из наиболее эффективных и востребованных является технология "Гость группы".
Осуществляя данную технологию, мы подходим к решению приоритетной задачи работы образовательного учреждения, определенной Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) "о взаимодействии с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".
Воспитанники узнают новое о профессии, об окружающем мире, а главное – запоминают, т.к. это не обычное занятие, его ведет новый человек. Новый человек вызывает интерес, активизирует внимание, память. Дети учатся слушать, слышать, задавать вопросы. Видят своих родителей (маму, папу, бабушку и т.д.) в новой роли - "воспитатель", получают образец, наглядный пример социальной активности, испытывают гордость, что именно его мама ведет "занятие", ее слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка.
Цель: сформировать у детей элементарные представления о работе сотрудника Сбербанка.
Задачи:
Организация развивающей предметно-пространственной среды: создание в группе центра финансовой грамотности: атрибуты к сюжетной игре "Сбербанк" (касса, банкомат, сейф, наборы купюр и монет, банковские карты, символика сбербанка), дидактические игры: "Что нужно человеку для жизни?", "Какой товар лишний?", "Где что купить?", лэпбуки (экономические термины, загадки и ребусы экономического характера). Счеты, счетная машинка, калькулятор.
Педагог представляет детям пришедшего гостя, предлагает догадаться, где работает гость. (эмблема сбербанка, зеленая косынка)
Гость группы рассказывает ребятам, как называется его профессия, интересуется, кто из ребят уже был с родителями в Сбербанке и что ни там делали и видели. Знакомит ребят с профессиями людей, работающих в банке. (на мониторе слайды с профессиями: управляющий банком, кассир (оператор), администратор банка, менеджер (кредитный), консультант, охранник)
Педагог предлагает детям рассказать, какими качествами должны обладать служащие банка. Гость подтверждает, что сотрудники банка должны быть грамотными, отлично знать математику, владеть компьютером и другой техникой, быть культурными, воспитанными, честными.
Гость показывает оборудование, которое помогает быстро считать деньги: счетную машинку, калькулятор. Педагог предлагает детям высказать свои мнения о необходимости банка.
Гость подводит итог, называя операции: можно снимать наличные деньги, класть деньги на карточку, проводить платежи, оформлять кредит, открывать накопительные счета. Показывает детям банковские карты, предлагает найти карту сбербанка, отмечает, что у сбербанка есть свой логотип, показывает и рассказывает, как надо выполнять те или иные действия с картой. (выполняются на подаренном Сбербанком самодельном банкомате)
Спрашивает у детей, что такое пинкод, рассказывает о безопасности при работе с картой.
Появление Незнайки, который хвастается, что нашел монеты и собирается их закопать, чтобы выросло денежное дерево. Дети советуют положить деньги в банк и объясняют Незнайке, почему так правильно сделать.
Гость беседует с детьми и Незнайкой о деньгах, какие они бывают разные, предупреждает, что монеты и купюры – это один из самых грязных предметов, а ребята объясняют почему.
Педагог предлагает сыграть в интересную игру "Размен денег".
Дидактическая игра "Размен денег"
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1 - 5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Незнайка благодарит детей и сотрудника банка за советы и уходит. Дети показывают гостю уголок Финансовой грамотности, рассказывают о нем. Гость дарит всем сувениры Сбербанка блокноты и ручки с логотипом банка.