Программное содержание:
Материалы: два стакана одинаковой формы (один из стекла - прозрачный, другой из пластика - непрозрачный), стеклянные предметы по количеству детей, несколько прозрачных предметов в разных местах группы.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный гость, давайте угадаем кто!
Взяв для подкрепления
Баночку варенья,
Отправляется в полет
Человечек-вертолет. (Карлсон)
- Правильно, это Карлсон. (На экране появляется картинка "Карлсон с банкой варенья")
Карлсон: Всем большой привет! Я пришел к вам в гости пить чай с вареньем. А у вас посуда есть? (Дети называют предметы посуды)
- Я хочу загадать вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.
Если пуст, то я прозрачный,
Но бывает все иначе,
Я с напитками другой -
Соблазнительно цветной. (Стакан стеклянный)
- А теперь, ребята, я хочу с вами поиграть. (Достает пластиковый стаканчик и кладет в него маленькую игрушку)
- Что я положил в стаканчик? (Дети не могут угадать, объясняют, что стаканчик непрозрачный)
Карлсон достает стеклянный стакан и перекладывает туда игрушку. Просит детей рассказать какая это игрушка. После двух-трех повторений игры воспитатель предлагает детям ответить на вопрос.
- Почему вы отгадываете, что лежит в прозрачном стакане? А не можете отгадать, что лежит в непрозрачном стакане?
- Через этот стакан предмет виден, потому что стакан прозрачный. А этот стакан непрозрачный, через него предмет не виден. (Затем предлагает двум-трем детям показать прозрачный и непрозрачный стаканы)
В следующей части занятия организуется освоение детьми обследовательских действий, соответствующих вновь выделенным признакам, и закрепление уже известных. В этой части занятия особенно важны четкие указания педагога, организующие обследования.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам взять в руки по одному предмету со столов и посмотреть через них друг на друга.
- Вы видите друг друга?
- Почему?
- Как называются предметы, через которые видны предметы?
- Назовите свой предмет.
- Как можно определить прозрачный предмет или нет? (посмотреть, если через него видно, то он прозрачный)
Дети смотрят через предметы и обмениваются своим мнением.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть через крышку вашего стола.
- Что вы видите?
- Какой стол – прозрачный или непрозрачный? (Через стол не видно и поэтому он непрозрачный)
После этого задания воспитатель вновь обращает внимание на стеклянные предметы, просит надавить на них и ответить, какие они. Дети называют выделенное качество: твердые. Затем педагог дает указание погладить предметы и сказать какие они на ощупь.
Чтобы акцентировать их внимание на способе обследования, детям ставится вопрос: что нужно сделать, что нужно сделать, чтобы узнать, что предмет твердый? Дети отвечают показом нужного действия.
Воспитатель подтверждает правильность, определяя действие словом: "да, надо надавить", и просит повторить название действия. Затем предлагает вопрос: что нужно сделать, чтобы узнать, прозрачный или непрозрачный предмет, - и подтверждает ответы детей.
Третья часть занятия посвящается упражнению в выделении нового качества в окружающих предметах. Дети получают задание посмотреть вокруг. Найти прозрачные предметы. Назвать их и ответить на вопрос: как ты узнал, что предмет прозрачный? Аналогично дается задание найти непрозрачные предметы.
В конце занятия дети делают вывод: чтоб узнать прозрачный предмет или нет, нужно посмотреть через него. Если через него видно, то прозрачный, а если нет, то непрозрачный.