Цель занятия - познакомить детей с цифрами 10 и 0.
Задачи:
Демонстрационный материал: проектор, экран, ноутбук, мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 0 до 9, треугольники, четырехугольники, картинка с изображением Дровосека, составленного из разных многоугольников.
Раздаточный материал: многоугольники (треугольники разных видов, квадрат, прямоугольник), наборное полотно, шапочки и шарфики (10 комплектов), цифры от 1 до 10.
Предварительная работа: игровая ситуация "Поможем Элли вернуться домой". (по произведению А. Волкова "Волшебник Изумрудного города")
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу с утра приходил почтальон и принес посылку, а в ней задания.
- Перед тем как выполнить нам задания, давайте вспомним сказку, в которой девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну.
- А вы помните эту сказку? (Ответы детей)
- Как она называется?
- Ребята, поможем Элли и Тотошке вернуться домой?
- Для того чтобы помочь девочке Элли с ее другом Тотошкой вернуться домой, нужно рассмотреть план возвращения домой на экране.
- Ребята, обратите внимание на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в посылке под этими же номерами лежат конверты с заданиями.
- Вы должны найти на плане цифру 1, а в посылке конверт под цифрой 1.
- Давайте посмотрим где находится начало пути Элли на плане?
Воспитатель вызывает ребенка и просит найти в посылке конверт с заданием под цифрой 1. Предлагает детям выполнить игровое упражнение "Считай дальше", в ходе которого они считают от одного до десяти, передавая мяч друг другу.
- Молодцы! Посмотрите на план и найдите на плане цифру 2.
- Определите, в каком направлении надо нарисовать стрелку?
Воспитатель вызывает ребенка и просит найти в посылке конверт с заданием под цифрой 2. Знакомит детей с заданием: маленькие человечки Страны Мигунов просят "собрать" им десять комплектов шапочек с шарфами разного цвета.
- Присаживайтесь за столы, перед вами наборное полотно, выложите 10 шапочек на верхней полоске.
- Сколько шапочек вы выложили?
Воспитатель просит выложить 8 шарфиков на нижней полоске.
- Сколько шарфиков вы выложили?
- Чего больше шапочек или шарфиков?
- Как сделать так чтобы их было поровну?
- Как вы составили число десять?
- Скольким жителям мы помогли?
Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 3.
- Определите, в каком направлении надо рисовать стрелку от цифры 2 к цифре 3, определите направление движения?
Воспитатель вызывает ребенка и просит найти в посылке конверт с заданием под цифрой 3. Ребенок выставляет на доске карточки с цифрами от 1 до 9. Дети называют их по порядку.
Воспитатель ставит после цифры 9 карточки с цифрами 1 и 0.
- Какое число обозначают эти цифры?
- Как называются эти цифры?
Воспитатель уточняет местоположение цифр.
- Что если 0 стоит после 1, то эти цифры обозначают какое число?
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака "Веселый счет":
Сказал веселый круглый ноль (показать карточку с цифрой 0)
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице.
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом! (поставить карточку с цифрой 0 перед единицей)
- Ребята, цифр всего 10, а чисел можно составить очень много.
Ответил ноль:
- Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа. (поставить после цифры 9 карточки с цифрами 1 и 0)
- Сколько цифр обозначает число 10?
- Как называются эти цифры?
- Запомните, что если 0 стоит после 1, то эти цифры обозначают число 10.
Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5 (шагать на месте)
Будем листья собирать. (приседать)
Листья березы, (Руки перед собой. Изображать руками ступеньки: поочередно укладывать ладошки друг на друга)
Листья рябины, (Встать. Руки сжать в замок)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет принесем. (шагать на месте)
Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 4, определить направление движения, провести к ней стрелку от цифры 3. Вызывает ребенка и просит найти в посылке конверт с заданием под цифрой 4. Воспитатель предлагает детям собрать Дровосека из геометрических фигур.
На доске в два ряда расположены треугольники и четырехугольники.
- Какие фигуры расположены в первом ряду?
- Что между ними общего?
- Какие фигуры во втором ряду?
- Что между ними общего?
- Каким словом можно назвать все эти фигуры?
- Сколько углов у фигур?
- Каким словом можно назвать эти фигуры?
- Из каких многоугольников он составлен? (Воспитатель показывает картинку с изображением Дровосека)
- У вас на столе лежат геометрические фигуры и образец Дровосека.
- Соберите Дровосека используя геометрические фигуры. (Дети по образцу собирают Дровосека из многоугольников)
Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 5, определить направление движения и провести к ней стрелку от цифры 4. Воспитатель вызывает ребенка и просит найти в посылке конверт с заданием под цифрой 5.
Воспитатель предлагает детям назвать числа в обратном порядке от 10 до 1, передавая мяч друг другу. После выполнения задания воспитатель говорит, что теперь Элли может вернуться домой, и благодарит за помощь.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
- Посмотрите на экран, Элли с другом Тотошкой вернулись домой и поют вам песенку.
- Что нового узнали сегодня?
- Какое задание у вас получилось выполнить лучше всего?
- Где испытали трудности?
- Что бы вы хотели повторить в играх?
- Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали.
- Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.
Последующая работа