Цель занятия: обучение детей делению целого на части.
Задачи:
Материалы: листы с заданиями на каждого ребенка; набор разрезных цветных квадратов, карта Математической страны, по 3 квадрата, ножницы на каждого ребенка.
Дети в кругу желают друг другу удачи на предстоящее занятие.
Воспитатель пишет на спине у каждого ребенка цифры. Дети по одному говорят, что ощутили. Спрашивает, как одним словом назвать все это? (цифры)
Что такое цифра? (Выслушивает ответы детей)
Делает вывод: цифра (как и буква) – это знак, придуманный для написания. Также, как из букв можно составить слова, из цифр можно составить числа.
Как вы думаете, где живут цифры? (варианты ответов)
Они живут в Математической стране. Правда, на нашем глобусе такой страны нет, но зато у нас есть карта этой страны. Вот она. (рассматривают плакат)
Все объекты на карте под цифрами. Просит назвать объект под цифрой 1. (озеро "Поиграйка")
Так по порядку называют все объекты от 1 до 9. Просит рассказать на что похожа каждая цифра. Спрашивает, какой объект пропустили? (Цифроград)
Под какой цифрой он записан? (0)
На что похожа эта цифра? (на кружок)
Предлагает послушать историю про ноль: "Считается, что так обозначать ноль впервые стали в Индии. На древнеиндийском языке слово "кружок" - "сунья". Арабы перевели это слово на свой язык, и стал ноль называться "сифр". Что напоминает это название? (цифра)
А само слово "ноль" возникло позже от латинского слова "ничто". Как ни странно, "ничто" - самая важная цифра нашей счетной системы. В каких числах она есть? (10, 100, 1000 и т.д.)
Воспитатель рассказывает, что в стране Математики все умеют считать. При входе в нее стражники проверяют знание цифр. Проводит игру в кругу "Продолжай счет": называет объект карты, бросает мяч очередному ребенку, тот должен продолжить счет до 10 от числа, которым этот объект обозначен на карте.
Воспитатель говорит, что все дети могут войти теперь в страну Математики. Предлагает провести экскурсию. Первым на их пути стоит Замок геометрических фигур. Здесь каждый познакомиться с одним жителем: воспитатель каждому ребенку на ухо называет геометрическую фигуру (квадрат). Тот должен в математической тетради найти ее на картинке и закрасить.
Делает вывод: сегодня мы в гостях у квадрата. Просит рассмотреть его внимательно и описать: у него 4 стороны, 4 угла, он плоский, устойчивый, его нельзя катать.
Воспитатель рассказывает, что квадрат еще можно разрезать на 2 одинаковые части. Просит детей догадаться, как это сделать. (варианты ответов)
Затем дает правильный ответ: сложить так, чтобы четко совместились 2 стороны и совпали углы, линию сгиба хорошо прогладить и по ней разрезать квадрат. (дети выполняют)
Сколько частей получилось? (2)
Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: часть или целое? Если сложить части, что получится? (целое)
Предлагает части еще раз разрезать пополам. Повторяют операцию. Отвечают на аналогичные вопросы.
Воспитатель предлагает из частей собрать целый квадрат. У каждого ребенка – свой цвет. На ковре дети находят части своего квадрата, разрезанного на 2, 4, для одаренного ребенка – 8 частей, и собирают из них целый квадрат.
Воспитатель предлагает рассмотреть следующее задание в математической тетради. Здесь квадрат разделен на 2 и 4 части. Детям необходимо точно перенести по клеточкам рисунок с одной части на другие.
В заключение воспитатель просит детей заштриховать по образцу первую цифру в стране Математики.