Конспект занятия по математике "Деление квадрата на 2 и 4 части"

Цель занятия: обучение детей делению целого на части.

Задачи:

  • Учить детей делить квадрат на 2 и 4 части, сравнивать целое и часть.
  • Познакомить с алгоритмом работы на листе в клеточку.
  • Познакомить с этимологией слов "цифра, ноль"; с семантикой слов "цифра" и "число".
  • Упражнять в прямом и обратном счете до 10.
  • Развивать память, мелкую моторику.

Материалы: листы с заданиями на каждого ребенка; набор разрезных цветных квадратов, карта Математической страны, по 3 квадрата, ножницы на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Психогимнастика "Пожелание удачи"

Дети в кругу желают друг другу удачи на предстоящее занятие.

2. Дидактическая игра "Что это?"

Воспитатель пишет на спине у каждого ребенка цифры. Дети по одному говорят, что ощутили. Спрашивает, как одним словом назвать все это? (цифры)
Что такое цифра? (Выслушивает ответы детей)

Делает вывод: цифра (как и буква) – это знак, придуманный для написания. Также, как из букв можно составить слова, из цифр можно составить числа.

Как вы думаете, где живут цифры? (варианты ответов)
Они живут в Математической стране. Правда, на нашем глобусе такой страны нет, но зато у нас есть карта этой страны. Вот она. (рассматривают плакат)

Карта страны "Математика"Карта страны "Математика"

Все объекты на карте под цифрами. Просит назвать объект под цифрой 1. (озеро "Поиграйка")
Так по порядку называют все объекты от 1 до 9. Просит рассказать на что похожа каждая цифра. Спрашивает, какой объект пропустили? (Цифроград)

Под какой цифрой он записан? (0)
На что похожа эта цифра? (на кружок)

Предлагает послушать историю про ноль: "Считается, что так обозначать ноль впервые стали в Индии. На древнеиндийском языке слово "кружок" - "сунья". Арабы перевели это слово на свой язык, и стал ноль называться "сифр". Что напоминает это название? (цифра)

А само слово "ноль" возникло позже от латинского слова "ничто". Как ни странно, "ничто" - самая важная цифра нашей счетной системы. В каких числах она есть? (10, 100, 1000 и т.д.)

3. Дидактическая игра "Продолжай считать"

Воспитатель рассказывает, что в стране Математики все умеют считать. При входе в нее стражники проверяют знание цифр. Проводит игру в кругу "Продолжай счет": называет объект карты, бросает мяч очередному ребенку, тот должен продолжить счет до 10 от числа, которым этот объект обозначен на карте.

4. Дидактическая игра "Закрась свою фигуру"

Воспитатель говорит, что все дети могут войти теперь в страну Математики. Предлагает провести экскурсию. Первым на их пути стоит Замок геометрических фигур. Здесь каждый познакомиться с одним жителем: воспитатель каждому ребенку на ухо называет геометрическую фигуру (квадрат). Тот должен в математической тетради найти ее на картинке и закрасить.

Закрась квадратЗакрась квадрат

Делает вывод: сегодня мы в гостях у квадрата. Просит рассмотреть его внимательно и описать: у него 4 стороны, 4 угла, он плоский, устойчивый, его нельзя катать.

5. Деление квадрата на части

Воспитатель рассказывает, что квадрат еще можно разрезать на 2 одинаковые части. Просит детей догадаться, как это сделать. (варианты ответов)

Затем дает правильный ответ: сложить так, чтобы четко совместились 2 стороны и совпали углы, линию сгиба хорошо прогладить и по ней разрезать квадрат. (дети выполняют)

Сколько частей получилось? (2)
Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: часть или целое? Если сложить части, что получится? (целое)
Предлагает части еще раз разрезать пополам. Повторяют операцию. Отвечают на аналогичные вопросы.

6. Дидактическая игра "Собери квадрат"

Воспитатель предлагает из частей собрать целый квадрат. У каждого ребенка – свой цвет. На ковре дети находят части своего квадрата, разрезанного на 2, 4, для одаренного ребенка – 8 частей, и собирают из них целый квадрат.

7. Дидактическая игра "Перенеси рисунок"

Воспитатель предлагает рассмотреть следующее задание в математической тетради. Здесь квадрат разделен на 2 и 4 части. Детям необходимо точно перенести по клеточкам рисунок с одной части на другие.

Перенеси рисунок по клеткамПеренеси рисунок по клеткам

8. Продуктивная деятельность - штриховка

В заключение воспитатель просит детей заштриховать по образцу первую цифру в стране Математики.

Заштрихуй единицу по образцуЗаштрихуй единицу по образцу

Размер:
146.87 Kb
Скачали:
5