Цель занятия - развивать умение правильно произносить звук [ш].
Задачи:
Ожидаемый результат:
Словарная работа: берлога.
Оборудование: мяч, зеркала, мягкие игрушки (лягушка, кошка, мышка), листы бумаги со схематичным изображением по количеству детей (ямы, моста, речки, горы, дома), картинки (мышка, лошадь, машина, карандаш, шапка, гармошка, бабушка), блоки Дьенеша, дорожки здоровья.
"Гимнастика для ума" с мячем
- Отвечайте на вопрос одним словом.
- Какой первый звук в словах?
- Сегодня мы продолжим работу над правильным произношением звука "ш". Произнесите его протяжно.
Постановка целей. Уточнение артикуляции звука
- В каком положении находятся органы артикуляции при произношении звука "ш"? (Язык в форме "чашечки", поднят вверх, губы в форме "рупора", между зубами маленькая щелочка)
Раздается плачь, появляется мишка.
- Это кто? Как медведь по-казахски? (ответы детей)
- А это у нас не медведь, а маленький медвежонок, как медвежонок по-казахски?
- Дети, что мишки делают зимой?
- Что такое берлога?
- Здравствуй мишка. Как ты очутился в зиме?
Мишка: Я хотел зиму посмотреть, поэтому не лег спать.
- Я так сильно замерз.
Артикуляционная гимнастика
- Сегодня я вам расскажу историю про маленького мишку. (раздает зеркала)
- В холодный, зимниц вечер, маленький мишка сел на пенек и стал вспоминать теплое лето, как он со своими друзьями – лягушкой и слоником ходил в лес. (упражнение "Улыбка" - "Хоботок", чередование)
- В лесу они собирали землянику, а потом все вместе варили земляничное варенье (упражнение "Чашечка"), с блинами (упражнение "Блинчик").
- Давайте проводим мишку домой и уложим спать.
Введение звука в слоге, слове, предложении
Отправляются в дорогу по тропинке (дорожка здоровья). Звучит музыка.
- Ребята, я слышу какие – то звуки, среди них есть звук "ш". Давайте поймаем звук "ш". (Дети услышав звук "ш", ловят его ладошкой, затем выдувают его из кулачка)
Игра "Поймай звук"
Педагог произносит разные звуки: в, ж, ш, ф, с, ш, о, л, ш, к, р, ш.
- Продолжим путешествие. По дороге встречают друзей мишки. (кошка, мышка, лягушка)
Игра "Верно – неверно"
- Ребята, кто это кофка, коска. (нет)
- А как правильно? (кошка, повторяют несколько человек)
- А это кто – мышишка, мыфка, мыска. (нет)
- А как правильно? (Мышка)
- Это: гуляшка, лягуска, лягуша, лягагушка. (нет)
- А как правильно? (лягушка)
- А теперь давайте присядем на скамеечку и отдохнем, мишка очень любит петь песни, давайте повторим эти песенки.
- Сначала говорю я, а потом повторяете вы.
Чистоговорки
Ша – ша – ша,
Пойте с нами не спеша.
Ишки – ишки - ишки – поем песню мишке,
Ши – ши – ши,
С нами пели камыши.
Шо – шо – шо,
Получилось хорошо.
- Продолжаем отдыхать. Давайте поиграем в игру.
Игра "День и ночь"
На доске картинки: мышка, лошадь, машина, карандаш, шапка, гармошка, бабушка.
Педагог говорит "Ночь" – дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку. Говорит "День" - дети открывают глаза, вспоминают, какой картинки не стало.
Игра "Найди мишку"
Проходим с детьми к столам. На столе выложены карточки, на которых расположени 6-8 блоков Дьенеша, под одним из них спрятано изображение мишки. Каждый ребенок берет карточку с ответом. Чтобы найти мишку, ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточке. (красный большой тонкий круг или синий большой толстый квадрат и т.д.)
Во время игры, дети называют свойства фигуры, находят мишку под ней.
- Спасибо, ребята, за помощь мишутке, давайте проводим его до дома. (Дети указательным и средним пальцами ведущей руки, изображают идущего медведя)
Пальчиковая гимнастика
Педагог раздает детям листы бумаги, на которых схематично нарисована речка, мост, яма, гора, дом.
- Мишка встал на задние лапы и пошел домой. Но на пути его встретились препятствия.
Мишка шел, шел, шел,
К речке подошел,
Мост перешел,
Дальше пошел,
Мишка шел, шел, шел,
К яме подошел,
Яму обошел,
Дальше пошел,
Мишка шел, шел, шел,
К горке подошел,
В горку вошел,
С горки сошел,
Дальше пошел,
Мишка шел, шел, шел,
И домой пришел. (Проводят мишку к беологе и укладывают его спать)
- Какой звук мы сегодня повторяли? (звук "ш")
- Что вам понравилось на занятии?
Отвечают на вопросы, выбирают грустного медведя, если они работали плохо, у них ничего не получалось и веселого медведя, если им все удалось, со всеми заданиями справились.