Цель занятия по ФЭМП: развивать познавательную активность у детей подготовительной группы (6-7 лет) посредством игры-путешествия.
Задачи:
Предварительная работа: работа с календарем, дидактические игры "Считай, не ошибись", "Живая неделя", "Угадай, какое число пропущено?", "Выложи предмет", решение логических задач, решение простых арифметических задач, задания на ориентировку на листе бумаги.
Демонстрационный материал: мультимедиа, числовая дорожка, карточки от 1 до 12, большая карточка-домик с цифрой 10 и пустые окна, набор геометрических фигур на одного ребенка (круги, квадраты, ромб, треугольники, прямоугольники, пятиугольник, трапеция) и др.
Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку.
- Ребята, вы получали когда-нибудь письма? (ответы детей)
- Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо – видеописьмо. Узнаем, от кого оно?
Дорогие ребята!
Я, Королева математики. Срочно! Помогите! Я в опасности! Злой волшебник заколдовал мое царство, а меня закрыл в башне на замок. Ключ спрятал на островах. Замок откроется только тогда, когда будет найден ключ и пройдены все испытания. Чтобы не сбиться в пути, вам поможет карта, посылаю вам ее. Ребята, ваши знания мне очень помогут.
С уважением, Королева математики!
Воспитатель: Ребята, поможем Королеве математики? (да!)
- Давайте рассмотрим карту и определим маршрут. (рассматривают карту)
- Наш путь начнется с первого острова, он называется "Числовой остров".
- Как вы думаете, почему он так называется? (высказывают свои предположения)
- В каком углу карты расположен этот остров? (показывают)
- Второй остров, на который нам нужно попасть, называется "Остров геометрических фигур". Как вы думаете, почему он так называется?
- В каком углу карты расположен этот остров?
- Третий остров, на который нам нужно попасть, называется "Остров задач".
- Как вы думаете, почему он так называется?
- В каком углу карты расположен этот остров?
- На четвертом острове находится "Королевство Математики". В каком углу карты расположен этот остров?
- Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, как нам нужно будет двигаться.
- Путь нам предстоит нелегкий, впереди много препятствий, но я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями.
Воспитатель: А чтобы попасть на первый остров, нужно ответить на вопросы.
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день идет после четверга?
- Какой день идет перед средой?
- Как называется пятый день недели?
- Про какие дни недели мы говорим "рабочие дни"?
- Как называются выходные дни?
- Сколько всего времен года?
- Какое сейчас время года?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Какое сегодня число
- Молодцы, ребята. На чем можно добраться до острова?
- Отгадайте загадку и узнаем, на чем мы с вами отправимся.
Воспитатель читает загадку, дети отгадывают.
Это, что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет… (корабль)
- Молодцы, отправимся на корабле.
- Ребята, к какому острову мы приближаемся?
- Мы оказались на острове, а вдалеке находится чей-то домик. А, чтобы дойти до него, нужно пройти по этой дорожке.
- Но, посмотрите, что-то с дорожкой не так. По ней совсем нельзя пройти. Как нам восстановить дорожку? (объясняют, как можно восстановить дорожку)
- Правильно, вставьте пропущенное число. (На полу круги (дорожка) с пропущенными числами. Дети с помощью числовых карточек вставляют числа от 1 до 20, которые пропущены)
- Давайте проверим, все ли числа стоят на месте? (хором считают от 1 до 20)
- Молодцы, восстановили дорожку. Теперь по ней можно пройти. Дорожка привела нас к домику. (проходят по дорожке и подходят к домику с числом 10)
- Какое число живет в этом домике?
- Посмотрите, и здесь злой волшебник оставил нам задание. Как вы думаете, какое задание нам нужно выполнить?
- Верно, нам нужно составить число 10 из двух меньших чисел.
- Для этого нам нужно занять свои места. Возьмите карточку с числом, которое будет соответствовать вашему месту. (занимают места за столами согласно числу на карточке)
- Составьте число 10 из двух меньших чисел.
- Проверьте, правильно ли составил число 10 ваш сосед? (выполняют проверку друг у друга)
Воспитатель: Проверьте, правильно ли выполнено это задание? (отвечают на вопросы воспитателя, объясняя, как составили число "10")
- Как вы составили число 10?
- Поднимите зеленую карточку, если задание у вас выполнено правильно.
- Поднимите красную карточку, если задание у вас выполнено неправильно.
- Продолжаем путешествие. Ребята, к какому острову мы приближаемся?
- На этом острове живет удивительное животное. Посмотрите, есть фото этого животного, кто это? (кот)
- Правильно, это необычный кот – геометрический.
- Почему его так назвали?
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- Злой волшебник заколдовал нашего кота. Как мы можем расколдовать кота?
- Правильно. Составьте из геометрических фигур кота.
- А вот и наш кот появился.
- Проверьте, правильно выполнили это задание? (сверяют с образцом на экране)
- Ребята, вы смогли расколдовать кота. Молодцы!
- Предлагаю немного отдохнуть.
Раз - мы встали, распрямились.
Два - согнулись, наклонились.
Три - руками три хлопка.
А четыре - под бока.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место сесть опять.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь можно продолжить путешествие.
- Ребята, к какому острову мы приближаемся? Чтобы получить ключ и спасти Королеву Математики, решите задачи.
- Вспомните, из каких частей состоит задача? (называют части задачи, арифметические действия и поясняют, что означает каждая часть)
- Что такое условие?
- Что такое вопрос задачи? Что такое решение?
- Что такое ответ задачи?
- С помощью каких арифметических действий мы решим задачу?
- Злой волшебник приготовил для вас задачу. Слушайте внимательно.
На яблоне висело 8 яблок, 3 яблока упало на землю. Сколько всего яблок осталось висеть на яблоне?
- Какое условие в этой задаче?
- Какой вопрос стоит в задаче? Как решим эту задачу?
- Какой ответ в задаче?
- Молодцы. Правильно решили задачу.
- Злой волшебник хочет, чтобы вы придумали свою задачу.
- Придумайте свою задачу. Выложите у себя эту задачу.
- Как вы решили эту задачу, какой ответ получили?
- Проверьте, правильно ли решили задачу?
- Молодцы, справились со всеми заданиями на этом острове.
Воспитатель: Ребята, к какому острову мы приближаемся?
- Ребята, мы прибыли в Королевство математики.
- Замок висит на башне волшебный.
- А чтобы нам его открыть, выполните задание - найдите недостающую фигуру. (Дети подбирают геометрическую фигуру, объясняя свой выбор)
- Как вы догадались, что этой фигуры не хватает?
- Эта фигура и есть волшебный ключ.
Королева Математики: Спасибо вам, ребята. Выполнили все задания правильно и освободили меня.
- Я убедилась, что вы настоящие друзья математики.
- До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
- Чтобы вернуться, нужно сосчитать от 10 до 1. (считают от 10 до 1)
- Ребята, где мы сегодня побывали? Какие задания для вас были интересными? (дети отвечают)
- Какие задания были сложными?
- Вы справились со всеми заданиями, спасли Королеву Математики.
- Как вы думаете, почему у вас это получилось? Вы все молодцы!