Методическая разработка занятия по развитию речи у детей с ТНР по материалам мультфильма "Почтальон"

Цель занятия: развитие связной речи у детей с ТНР (использование наглядного моделирования при пересказывании содержания мультфильма "Почтальон" с опорой на картинный план).

Задачи:

  • Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление при просмотре фильма "Почтальон".
  • Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы при работе с сюжетными картинками.
  • Закрепить, активизировать знания детей о профессии "почтальон", о диких животных и птицах.
  • Активизировать знания детей о составных частях текста.
  • Научить моделировать текст после просмотра фильма "Почтальон", опираясь на сюжетные картинки.
  • Развивать фразовую речь посредством ответов на вопросы.
  • Развивать связную речь при самостоятельном пересказывании текста с опорой на картинный план.
  • Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать чувство ценности к представителям разных профессий.

Оборудование: игрушка мышонок Пик, схема текста на листе А3 с прямоугольниками разной длины (синего, зеленого, желтого цветов), конверт с разрезанными картинками, мультфильм "Почтальон" режиссер Тимур Бзикадзе (на платформе образовательного онлайнкинотеатра zeroplus.tv)

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята!
Раздается тихое "Пи-пи-пи".

- Ребят, какие-то звуки. Вы тоже их слышите? Кто же это может быть?
Мышонок: Кто? Кто? Это я, самый любопытный мышонок. А, кстати, где это я? А вы кто? (Дети знакомятся с мышонком Пик)
- Ребята, я так-то спешу. Я не простой мышонок, а мышонок-почтальон. У меня в руках конверт, который надо отнести к медведю в берлогу, чтоб уже просыпался.

- Да видно я подземные ходы перепутал. К вам попал. Ладно, немного отдохну и двинусь в путь.
- А знаете ли вы, кто такие почтальоны? Чем они занимаются? (Дети дают свои ответы)
- Да, все верно, почтальон - это одна из самых древних профессии.

- Почтальон - разносчик почты, корреспонденции по адресам. Ребята, я почтальоном стал случайно, хотите расскажу, а вернее покажу, как это случилось.
- Смотрите внимательно, потому что в конце просмотра я вам предложу разложить картинки в той последовательности, как все происходило. Внимание на экран.
Далее идет воспроизведение мультфильма "Почтальон" режиссера Тимура Бзикадзе.

Изучение новой темы

Мышонок: Итак, все запомнили? Сейчас мы с вами это проверим. Но давайте вспомним, из каких частей состоит текст.
- Каждая история имеет начало, середину, конец.

Беседа по истории

Задаются вопросы по содержанию:

- Кто проснулся с первыми лучами солнца? (мышонок)
- Где жил мышонок? (в лесу)
- Что увидел мышонок в траве? (письмо)

- К кому обратился мышонок за помощью? (к старому мудрому ворону)
- Что сделал ворон? (посадил мышонка на спину и полетел)
- Каким был полет мышонка на вороне? (долгим)

- Кого увидели мышонок и ворон? (почтальона)
- Каким был почтальон, когда встретил мышонка? (расстроенным, грустным)
- Почему почтальон потерял письмо? (порвался карман у сумки)

- Что отдали ворон и мышонок почтальону? (письмо)
- Что предложил почтальон мышонку? (стать его помощником)
- А теперь повторим все части текста, подберем нужную картинку из конверта которые я вам дам.

- Возьмите большой лист – шаблон (с прямоугольниками), на котором есть части текста. В начале вы всегда говорите то, о чем пойдет речь. В середине надо рассказать все самое интересное, а в конце – подвести итог. Верно?

Макет текста – моделиМакет текста – модели

- Посмотрите внимательно, на этом листе обозначены части рассказа. В начале мы говорим мало, поэтому прямоугольник короткий, мы его обозначим синим цветом. В середине надо рассказать все о герое, поэтому прямоугольник большой, цвет будет зеленый. В конце тоже говорим совсем немного и снова прямоугольник короткий желтый.

- Я начинаю рассказывать историю, вы подбираете нужную карточку, кладете ее на соответствующий прямоугольник. (Мышонок проговаривает предложения из истории, дети находят соответствующий фрагмент, выкладывают картинный план)

Картинки из мультфильма "Почтальон"Картинки из мультфильма "Почтальон"

- У нас получилась история в картинках, кто попробует ее рассказать? (Выслушиваем одного - двух детей)

- Ребята, о ком мы сегодня пересказывали историю?
- Да, про почтальона. Это как я уже говорил профессия древняя. Почтальону порой приходится идти по плохим дорогам, еле заметным тропинкам, в труднодоступные населенные пункты.
- Не каждый человек может преодолевать километры, да еще с толстой тяжелой сумкой писем и газет.

- Ребята, время, проведенное с вами, прошло незаметно, мне было очень у вас хорошо, но у меня же было важное поручение, отнести письмо в берлогу к медведю.
- Побегу-ка я к нему. А вы своим родителям сегодня расскажите про меня и то, как я стал помощником почтальона!
- До новых встреч!

Педагог: Спасибо мышонок Пик. Обязательно расскажем твою историю. Приходи к нам еще. До свидания! (Мышонок уходит)

Подведение итогов

Педагог: Ребята, мы с вами сегодня повторили части текста.
- Занятие подошло к концу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!