Цель занятия: развитие связной речи у детей с ТНР (использование наглядного моделирования при пересказывании содержания мультфильма "Почтальон" с опорой на картинный план).
Задачи:
Оборудование: игрушка мышонок Пик, схема текста на листе А3 с прямоугольниками разной длины (синего, зеленого, желтого цветов), конверт с разрезанными картинками, мультфильм "Почтальон" режиссер Тимур Бзикадзе (на платформе образовательного онлайнкинотеатра zeroplus.tv)
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Раздается тихое "Пи-пи-пи".
- Ребят, какие-то звуки. Вы тоже их слышите? Кто же это может быть?
Мышонок: Кто? Кто? Это я, самый любопытный мышонок. А, кстати, где это я? А вы кто? (Дети знакомятся с мышонком Пик)
- Ребята, я так-то спешу. Я не простой мышонок, а мышонок-почтальон. У меня в руках конверт, который надо отнести к медведю в берлогу, чтоб уже просыпался.
- Да видно я подземные ходы перепутал. К вам попал. Ладно, немного отдохну и двинусь в путь.
- А знаете ли вы, кто такие почтальоны? Чем они занимаются? (Дети дают свои ответы)
- Да, все верно, почтальон - это одна из самых древних профессии.
- Почтальон - разносчик почты, корреспонденции по адресам. Ребята, я почтальоном стал случайно, хотите расскажу, а вернее покажу, как это случилось.
- Смотрите внимательно, потому что в конце просмотра я вам предложу разложить картинки в той последовательности, как все происходило. Внимание на экран.
Далее идет воспроизведение мультфильма "Почтальон" режиссера Тимура Бзикадзе.
Мышонок: Итак, все запомнили? Сейчас мы с вами это проверим. Но давайте вспомним, из каких частей состоит текст.
- Каждая история имеет начало, середину, конец.
Беседа по истории
Задаются вопросы по содержанию:
- Кто проснулся с первыми лучами солнца? (мышонок)
- Где жил мышонок? (в лесу)
- Что увидел мышонок в траве? (письмо)
- К кому обратился мышонок за помощью? (к старому мудрому ворону)
- Что сделал ворон? (посадил мышонка на спину и полетел)
- Каким был полет мышонка на вороне? (долгим)
- Кого увидели мышонок и ворон? (почтальона)
- Каким был почтальон, когда встретил мышонка? (расстроенным, грустным)
- Почему почтальон потерял письмо? (порвался карман у сумки)
- Что отдали ворон и мышонок почтальону? (письмо)
- Что предложил почтальон мышонку? (стать его помощником)
- А теперь повторим все части текста, подберем нужную картинку из конверта которые я вам дам.
- Возьмите большой лист – шаблон (с прямоугольниками), на котором есть части текста. В начале вы всегда говорите то, о чем пойдет речь. В середине надо рассказать все самое интересное, а в конце – подвести итог. Верно?
- Посмотрите внимательно, на этом листе обозначены части рассказа. В начале мы говорим мало, поэтому прямоугольник короткий, мы его обозначим синим цветом. В середине надо рассказать все о герое, поэтому прямоугольник большой, цвет будет зеленый. В конце тоже говорим совсем немного и снова прямоугольник короткий желтый.
- Я начинаю рассказывать историю, вы подбираете нужную карточку, кладете ее на соответствующий прямоугольник. (Мышонок проговаривает предложения из истории, дети находят соответствующий фрагмент, выкладывают картинный план)
- У нас получилась история в картинках, кто попробует ее рассказать? (Выслушиваем одного - двух детей)
- Ребята, о ком мы сегодня пересказывали историю?
- Да, про почтальона. Это как я уже говорил профессия древняя. Почтальону порой приходится идти по плохим дорогам, еле заметным тропинкам, в труднодоступные населенные пункты.
- Не каждый человек может преодолевать километры, да еще с толстой тяжелой сумкой писем и газет.
- Ребята, время, проведенное с вами, прошло незаметно, мне было очень у вас хорошо, но у меня же было важное поручение, отнести письмо в берлогу к медведю.
- Побегу-ка я к нему. А вы своим родителям сегодня расскажите про меня и то, как я стал помощником почтальона!
- До новых встреч!
Педагог: Спасибо мышонок Пик. Обязательно расскажем твою историю. Приходи к нам еще. До свидания! (Мышонок уходит)
Педагог: Ребята, мы с вами сегодня повторили части текста.
- Занятие подошло к концу.