Цель: развивать художественное восприятие, эмоционально-эстетические вкусы.
Задачи:
Предварительная работа: знакомство детей с творчеством художников-живописцев, знакомство детей с понятием "графика", с художником-иллюстратором сказок Ю. Васнецова, чтение сказки В. Бианки "Лис и мышонок", русские народные сказки "Волк и козлята", "Теремок".
Словарная работа: уточнение словаря: иллюстрация, художник-иллюстратор.
Индивидуальная работа: вопросы для активизации речевых высказываний, техника рисования.
Материалы и оборудование: книга художника Ю. Васнецова, альбомный лист, кисти, цветные карандаши, гуашь.
- Дети, вы любите книги?
- А какие книжки интереснее, с картинками или без картинок?
- А почему?
- А вы знаете, как по-другому, называются картинки в книгах?
- Картинка или рисунок в книге или альбоме называется иллюстрация. Повторите: иллюстрация.
- Посмотрите на эти иллюстрации. Хотите узнать, как зовут художника, который их нарисовал?
- Это Юрий Васнецов. Чем необычны его картинки?
- Он изображает животных в одежде. А в какой одежде он рисует животных?
- В старинной. А почему? (Потому, что он иллюстрирует русские народные сказки)
- Посмотрите, какие выразительные рисунки.
- Он создает рисунки волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных, вам - детям. (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на ваши игрушки)
- Он создал много рисунков к сказкам, любимых детям, На радость многим поколениям детей.
- Посмотрите внимательно на эти картинки. Они похожи на игрушки, которыми так хочется поиграть.
- Посмотрите, какие серьезные маленькие козлята. (сказка "Волк и козлята")
- Они притихли в доме. Как выдумаете, почему?
- Может быть, они как маленькие дети очень боятся волка?
- А теперь посмотрите на этого мышонка из сказки "Лис и мышонок". Что вы можете о нем сказать?
- А я думаю, что он похож на мышонка, который ничего не боится, потому что у него уютная норка.
- Художник Ю. Васнецов передает в своих рисунках внутреннее состояние своих героев, их настроение, характер.
- Как вы думаете, какие изобразительные материалы использовал художник Васнецов, когда рисовал этих зверей?
- А какие еще изобразительные материалы вы знаете?
- В иллюстрациях Ю. Васнецова цвету отведена главная роль. Цвет становится первой азбукой "цветовой", которую легко и радостно осваивать: волк - серый, лиса - рыжая, гусь - белый. А для создания эмоционального настроения рисунков, художник использует цвет фона. Этот художественный прием, когда цвет становится средой происходящего действия, это "принцип волшебного фонаря".
- Художник придает своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку - в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку "согрел" теплой кофтой. А злых волка, лису и медведя оставлял без одежды.
- Посмотрите, на этот рисунок к потешке "Заинька". Похож он на рисунок художника Ю. Васнецова? А чем похож?
- Рисунок зайца выполнен в технике рисования как и у художника Юрия Васнецова, заинька в одежде.
- А сейчас немного отдохнем.
Ну-ка, встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали,
и на месте пошагали.
- Вчера мы с вами читали сказку "Лис и мышонок". А картинки в книге рассматривали?
- Дети, вы хотите попробовать стать художниками-иллюстраторами и нарисовать картинки к сказке "Лис и мышонок"?
- А какого мышонка можно нарисовать? Чем занимался мышонок в сказке?
- Правильно. Он хозяйственный, у него в норке все есть и спаленка и кладовочка.
- А какие изобразительные материалы мы выберем? Чем можно нарисовать мышонка?
- Давайте, подумаем, как мы будем рисовать мышонка? Что нарисуем сначала?
- Какой формы туловище?
- А какие ножки лапки?
- А можно ли мышонка рисовать в одежде?
- А почему?
- Правильно, он домовитый.
- А чем можно нарисовать носик, глаза и ножки?
- Правильно, карандашом.
- А теперь, закройте глаза и представьте себе мышонка, которого вы хотите нарисовать. Может быть кто-то нарисует мышонка, который чем-то занимается у себя на кухне, а кто-то нарисует как мышонок убегает от Лиса в отнорочек. Если вы представили себе мышонка, можете рисовать.
- Давайте рассмотрим ваши рисунки. Какими разными получились ваши мышата.
- Давайте, найдем самого веселого мышонка.
- А который мышонок кажется вам серьезным?
- А какой мышонок кажется сердитым?
- А какой мышонок вам кажется самым испуганным?
- Как вы думаете, похожи ваши рисунки на рисунки художника Ю. Васнецова?
- А чем похожи? Чем непохожи?
- А как вы думаете, подойдут ваши рисунки для иллюстрации сказки "Лис и мышонок"?
- Вы нарисовали иллюстрации для книги, кем вы сегодня были?
- А как зовут художника-иллюстратора с которым мы познакомились?
- Рисунки мы нарисовали, а книги у нас нет. На следующем занятии мы с вами попробуем сделать книгу про мышонка с вашими рисунками.