Занятие разработано по общеразвивающей образовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы в области речевое развитие для средней группы ДОУ.
Цель занятия: ознакомление с произведением С. Прокофьевой "Сказка о грубом слове "уходи", донесение идеи произведения по средством театрализованной игры: Доброму слову - добрый ответ.
Возраст: средняя группа (4-5 лет).
Задачи:
Демонстрационный материал: дидактическое пособие из фетра "Чудо дерево", мультимедийное оборудование, шапочки зверей, кукла Ойка.
Организация детей В водной части свободно размещаются возле экрана, в основной сидят полукругом на стульчиках, в заключительной рефлексия в кругу.
Индивидуальная работа: индивидуальный показ, напоминание выразительных средств – интонации, мимики, жестов при передаче образа персонажа.
Словарная работа: логово, берлога, нора, дупло.
Предварительная работа: чтение сказки С. Прокофьевой "Сказка про грубое слово уходи".
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Динара Николаевна.
- Ребята, я хочу познакомиться с вами и поделиться своим хорошим настроением. (приветствую каждого тактильно)
Раздается звук телефонного звонка.
- Слышите, нам кто-то звонит? Посмотрите на экран, кто это? (Мышонок)
- Давайте послушаем, что он хочет нам сказать.
Мышонок: Здравствуйте, ребята, нам очень нужна ваша помощь. В нашей сказке пропало солнышко и стало очень темно.
- Придите к нам в сказку и помогите нам вернуть Солнышко.
- Ребята, на чем же мы отправимся в сказку? (варианты ответов детей)
- Очень интересные предложения. Я предлагаю отправиться на сказочном паровозе. Для того, чтобы отправиться в сказку, нам нужно ее вспомнить, посмотрите на экран.
- На нем изображены картинки из сказки, вам нужно расставить эти картинки по порядку по вагонам нашего паровоза.
- Как вы думаете, какая картинка будет первая? (ответы детей)
- Да, правильно, первой будет та картинка, на которой мышонок. Пойди, Кирилл, нажми на картинку и помести ее в первый вагон.
- Молодец, а вторая картинка какая будет?
- Верно, второй будет картинка, где обиделось солнышко. Пойди, Маша, нажми на картинку и помести ее во второй вагон нашего паровоза.
- А последняя картинка какая будет? Все верно, последняя картинка будет та, где Ойка оказалась в лесу.
- Оля пойди и поставь картинку на место.
- Вы большие молодцы, все картинки расставили правильно, и сейчас мы все вместе отправимся в сказку на нашем паровозике.
- Чтобы наш паровоз поехал, нам нужно сказать волшебные слова. Давайте встанем вкруг, возьмемся за руки и скажем волшебное заклинание.
- Повторяйте за мной.
Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Раз, два, три – обернись,
В сказке окажись!
- Посмотрите, ребята, вы оказались в сказке, и превратились в героев сказки, надевайте скорее маски.
- Посмотрите, вот сидит наша Ойка. Давайте мы начнем сказку сначала.
- Однажды Маша и Ойка построили красивый дом из кубиков.
Прибежеал мышонок и говорит девочкам:
- Какой красивый дом. Можно я буду в нем жить?
- Уходи мышонок, - грубо отвечает ему Ойка.
- Зачем ты обидела мышонка, Ойка? Он ведь хороший, - спрашивает Маша.
- И ты Маша тоже уходи, - сказала Ойка.
- Ушла Маша и ничего не сказала. Заглянуло в окошко солнышко и спрашивает:
- Зачем ты, Ойка, обидела Машу? Разве можно говорить подруге уходи?
- И ты солнце тоже уходи, - ответила Ойка.
- Ничего солнце не сказало и ушло с неба куда-то. Стало совсем-совсем темно. Вышла Ойка во двор – во дворе тоже темно.
Побежала Ойка по дорожке, бежала – бежала и попала в лес.
- А в лесу тоже темно и воют волки. Слышит Ойка под кустом кто-то плачет и спрашивает Ойка: Кто там, я тебя не вижу.
- Я серенький зайка, потерялся в темноте и не могу найти свой дом.
Пошла Ойка дальше и слышит на дереве кто-то грустно вздыхает.
- Кто это? – спрашивает Ойка, я тебя не вижу.
- Я бельчонок, рыжий хвост не могу найти свое дупло, а там меня ждет мама.
Начала Ойка плакать и говорит:
- Что же я наделала, что же теперь делать?
- Ребята, а мышонок нас, о чем попросил? (вернуть в сказку солнышко)
- Почему солнышко ушло? (оно обиделось)
- Почему оно обиделось? (Ойка грубо сказала уходи)
- Кто может вернуть Солнышко? (Ойка)
- Да, ребята, правильно его может вернуть Ойка. Какой совет мы можем дать Ойке?
- А что же нужно сделать, если вы кого-то обидели?
- Да, ребята, правильно, нужно попросить прощения и больше такого не повторять. Никита, что ты можешь сказать нашей Ойке?
- Нужно попросить прощения Ойка.
- Ой все же случилось из-за меня. Я больше никого не буду обижать. Извините меня, пожалуйста, - говорит Ойка.
- Солнышко, мышонок Маша, мы простим Ойку? (Да)
- Прощаем мы тебя Ойка, больше так не делай.
- Услышав извинения Ойки, Солнышко вернулось на небо. И стало светло и тепло. Вот и Маша нашла Ойку.
- Ребята, а давайте сейчас поможем нашим зверям найти свой дом. Когда Солнышко пропало, они все потеряли дорогу к своему дому.
- Возьмите каждый по нашему волшебному другу и найдите ему дом.
- Олег, где живет медведь? (в берлоге)
- Правильно, Олег, помести медведя в берлогу.
- Маша, а где же живет белка? (в дупле)
- Да, верно в дупле. Давайте поместим белочку в дупло.
- Катя, где живет волк? Волк живет в логове. Катя, помести волка в логово.
- Миша, а где живет лиса? Молодец, Миша, лиса живет в норе. Поэтому, Миша, помести лису в нору.
- Ребята, посмотрите, а зайчик то где живет? Наш зайчик живет под кустиком. Посадите зайчика под кустик.
- Ребята, вы большие молодцы, помогли зверям найти свои дома, они вам очень благодарны.
- А нам пора возвращаться из сказки в детский сад.
Раз-два-три-четыре-пять (встают в круг)
Вместе мы в кругу опять (идут по кругу)
Раз, два, три – обернись, (оборачиваются вокруг себя)
В детском саду окажись!
Вот мы и в детском саду.
- Ой, вы слышите, нам опять кто-то звонит? Кто же это, ребята? (мышонок)
- Давайте послушаем, что он хочет нам сказать.
"Спасибо ребята, вы помогли нам вернуть солнышко. В нашей сказке опять светло. И Ойка поняла, что доброму слову-добрый ответ"
- Ребята, а вы поняли, почему мышонок так сказал: Доброму слову – добрый ответ?
- Если мы по-доброму обратимся, то и ответят нам по-доброму.
- Ойка сказала доброе слово и извинилась перед всеми, поэтому ее простили и солнце вернулось в сказку.
- А мы сегодня, какой поступок совершили? Кому помогли? (Мышонку вернуть в сказку Солнышко)
- А еще кому? (Ойке)
- А какое доброе слово узнала Ойка? (Извините)
- Спасибо вам ребята, вы очень добрые.
- Я надеюсь, вы тоже всегда будете говорить только добрые слова.