Цель занятия: развитие у детей творческой активности в создании выразительных художественных образов посредством использования изобразительно-выразительных средств (нетрадиционной художественной техники "по-мокрому") и применение их в создании изображений природных явлений и окружающей природы.
Задачи:
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за заснеженными деревьями их строением, чтение стихов о красоте деревьев зимой.
Материалы: репродукция картины с заснеженными деревьями; гуашевые краски белого, черного, коричневого цвета, дополнительно цвета; баночки для воды; картон цветной матовый А4; кисти круглые; поролоновые штампы, ватные палочки; фартуки для рисования на каждого ребенка; клеенка; влажные салфетки.
- Ребятки, посмотрите какие красивые деревья изображены на этой картине!"
Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях буйные метели.
("Зимой в лесу" А. Прокофьев)
Воспитатель побуждает детей к проявлению эмоционального отклика на увиденное.
- За эту зиму мы много раз наблюдали такую красоту на улице!
- Скоро зима сменится весной и солнце начнет пригревать. А что случается со снегом в тепле? (ответы детей)
- Да, весь снег растает, но очень хочется сохранить такую снежную, сказочную красоту и любоваться на нее не только зимой, а в любое время года. Как же мы с вами это можем сделать?
У нас, конечно, нет волшебных палочек, но есть волшебные кисточки! Возможно они нам помогут?
Воспитатель выслушивает ответы детей, поддерживает их и ненавязчиво подводит к возможности нарисовать заснеженные деревья. Подвести детей к выбору и определению верного решения проблемы.
- Да! Мы можем нарисовать деревья покрытые снегом! В этом нам помогут наши волшебные кисточки!
- Чтобы ваши пальчики крепко держали волшебные кисточки необходимо их сначала потренировать!
Пальчиковая гимнастика
Кто березку причесал? (Сжимаем – разжимаем кулачки обеих рук раскрывая все пальчики)
Ветер! (Качаем пальчиками обеих рук из стороны в сторону)
Кто красавицу умыл? (Проводим пальчиками обеих рук по лицу сверху вниз)
Дождик! (Стучим пальчиками руки сначала по одной ладошке, затем по другой)
Кто ей зеркало принес? (Поднесли ладошки к лицу и поворачиваем их вправо – влево)
Речка! (Соединяем пальчики рук навстречу друг к другу и изображаем волны)
Кто согрел и обласкал? (Поглаживаем обеими ручками по голове)
Солнце! (Выполняем раскрытыми ладошками круговые движения)
Кто березку увидал? (Закрываем – открываем лицо ладошками)
Дети! (Приветственно машем ручками)
Воспитатель предлагает одеть фартуки.
Воспитатель делает акцент (с показом) на том, как правильно держать и использовать кисть сильно не нажимая на нее. Так же педагог ведет поэтапный показ создания заснеженного дерева с сопроводительными пояснениями, параллельно с детьми отрисовывает на своем образце очередность каждого этапа.
В течении всего процесса рисования воспитатель оказывает словесную эмоциональную поддержку и физическую помощь в рисовании, если в таковой нуждается ребенок. На протяжении исполнения работы все обмениваются впечатлениями.
- Ребята, какие же вы молодцы! Вы как настоящие волшебники! Какая красота зимних деревьев сохранилась на ваших картинах!
- Теперь мы можем круглый год любоваться на деревья в снегу! (Воспитатель помогает снять фартуки деткам, дает салфетки вытереть ручки)
- Ребятки, знайте, волшебство можно совершать и дома вместе с мамой, папой, братьями, сестрами, бабушками, дедушками!
- В такой большой компании получится нарисовать целый зимний лес!