Цель: познакомить детей старшей группы с нетрадиционной техникой рисования зимнего дерева.
Задачи:
Предварительная работа: рассматривание заснеженной березы на участке детского сада во время прогулки, заучивание стихотворений о зиме, беседа о зиме, деревьях зимой.
Оборудование: оборудование для показа видео презентации, слайды с зимними пейзажами, тонированная бумага голубого, сиреневого цвета, гуашь коричневого и черного цвета, кисти, ватные палочки, влажные салфетки для рук, тканевые салфетки для кисточек, вода, поролон, мисочки с вложенными в них штемпельными подушками из тонкого поролона, пропитанные белой гуашью.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие по рисованию. Давайте с вами встанем в круг и немного поиграем.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Меня слушать все начнем!
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте его.
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
- Ребята, о каком дереве говорится в стихотворении?
- О каком времени года идет речь?
- Что происходит с деревьями зимой?
- Правильно, ребята, С. Есенин описывает в стихотворении красоту заснеженной березы.
- Выпало много снега и укутало белым покрывалом все вокруг: землю, деревья, дома.
- Дети, давайте с вами посмотрим картины, которые нарисовали художники. Посмотрите, какие красивые зимние пейзажи. (воспитатель демонстрирует слайды с зимними пейзажами)
- А вы хотите нарисовать деревья зимой?
- Тогда проходите на свои места. Мы с вами будем художниками. Сегодня мы будем рисовать березу, которую мы видели у нас на участке, покрытую снегом. У вас на столах лежат листы бумаги голубого, сиреневого цвета. На них мы нарисуем дерево – березу.
- Ребята, чем береза отличается от других деревьев?
Ребенок: У всех деревьев ствол коричневый, а у березы – белый.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ветки березы. Ветки дерева свисают вниз под тяжестью снега. Давайте вспомним, как надо рисовать дерево?
Ребенок: Ствол рисуем всей кистью, а ветки что бы получились тоньше – кончиком кисти.
Воспитатель: Дети, я хочу вам напомнить, что ствол у березы белый и его мы не закрашиваем, а только рисует черные пятнышки по стволу. Приступаем к работе. По окончании рисования дерева воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка "Зимой"
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, ("одевают" лыжи, "берут" палки, "едут")
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Воспитатель:
- Ребята, а теперь я вам покажу необычный способ, как на ветках нарисовать снег. Посмотрите, я нарисую на своем дереве. (у воспитателя мольберт с нарисованным деревом – березой. Воспитатель проводит беседу с детьми о технике выполнения работы)
- Сейчас я возьму поролон, опущу его в мисочку с белой краской и буду на ветках делать оттиск, так что бы на всех ветках лежал "снег". А теперь и вы нарисуйте поролоном на своих березах "снег".
– Дети, снег на земле тоже нарисуйте при помощи поролона. На земле снега должно быть много, что бы он укрыл корни деревьев, согрел дерево в морозы.
Дети приступают к выполнению задания. Воспитатель подходит к детям, следит за выполнением задания, подсказывает детям.
- Ребята, мне кажется, что на наших рисунках чего то не хватает. (воспитатель выслушивает ответы детей)
- Правильно. Не хватает летающих снежинок. Возьмите ватную палочку, окуните ее в краску и тычком нарисуйте много много падающих "снежинок". (эта техника уже знакома детям)
- Дети, заканчиваем работу и вывешиваем их на доску. Давайте полюбуемся нашими работами. (Воспитатель вызывает поочередно детей, они называют наиболее понравившуюся работу, что понравилось в работе, что необычного в ней)
Рефлексия
- Дети, с какой техникой в рисовании вы сегодня познакомились?
- Понравилось вам так рисовать?
Спасибо вам, ребята. Сегодня мне очень понравилось занятие. У вас получились такие красивые, необычные работы. Я хочу, что бы вы на других занятиях по рисованию, использовали эти техники для создания рисунков.
- Занятие закончено.