Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 3-4 лет "Лесная поляна. Кто как голос подает?"

Цель занятия: познакомить детей с голосами лесных животных, птиц и насекомых.

Задачи:

  • сформировать элементарные представления об органах артикуляции;
  • сформировать умение принимать артикуляционные позы, необходимые для произнесения требуемых звуков речи;
  • закреплять в словаре названия животных и птиц леса, насекомых;
  • научить детей воспроизводить голоса лесных животных, птиц, насекомых.

Оборудование: зеркало, мячи для су-джок терапии, дидактическое пособие "Лес", фигурки животных, птиц, насекомых.

Ход занятия

Вводная часть

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с разными лесными животными, птицами и насекомыми, узнаем, как они говорят, и сами научимся говорить их голосами.
- Но сначала, я расскажу вам маленькую сказку о волшебном язычке.

- Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.
- У Веселого Язычка был домик. Что это за домик? Догадался? (это рот)
- Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт.

- А чем закрыт домик? (губами)
- Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?
- Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы)

- Как называется эта дверка? (зубы)
- Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Логопед: Ребята, у каждого из вас есть веселый язычок, очень ловкий и умелый. Он может произносить разные звуки, может говорить, петь, рассказывать сказки.
- И в этом ему помогают наши губки и зубки. С помощью нашего язычка и нашего голоса мы можем говорить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

- Но говорить можем не только мы с вами. Многие животные, птицы и насекомые тоже умеют говорить, произносить разные звуки.
- Сегодня вы познакомитесь с некоторыми из них и попробуете говорить их голосами. А поможет вам в этом ваш язычок.
- Но, чтобы у вас получалось правильно, вы должны внимательно смотреть глазками на мой рот, слушать ушками как говорю я и стараться повторять.

Основная часть

Логопед: Итак, перед вами лес. В нем живут разные животные. А около леса – цветочная поляна.
- И на поляну из леса будут выходить разные животные, чтобы познакомиться с вами.
- Посмотрите, кто же выходит вам на встречу? (ответы детей)

- Правильно, это ежик бежит по дорожке.
- Ребята, перед вами лежат мячики, такие же колючие, как наш ежик
- Давайте возьмем их в руки и поиграем с ними, разомнем наши пальчики.

Игра с мячами су-джок "Колючий еж"

Ёжик, ежик, хитрый еж,
На клубочек ты похож. (дети катают мячик между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Ежик выбился из сил – ягоды, грибы носил.
Мы потрем ему бока – надо их размять слегка.
А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал, нам спасибо пропищал. (жалеем ежика, гладим ему бока, разминаем, катаем по столу с нажимом)

Логопед: Теперь ваши пальчики будут ловкими и умелыми и помогут язычку правильно подражать голосам животных.
- Ребята, кто из вас знает, как говорит ежик? (ответы детей)
- Правильно, ежик говорит "фыр-фыр", он фыркает. Давайте все вместе попробуем пофыркать, как ежик.

- А, теперь из леса выбегает волк. Волк воет У-У-У-У!
- Давайте вместе попробуем. Губы делаем трубочкой и воем как волк у-у-у-у!
- Молодцы, а теперь прислушайтесь. Что за шуршание в траве? Посмотрите, кто выползает из-за куста к нам навстречу?

- Правильно, это змея. А кто из вас знает, какой голос у змеи?
- Верно, она говорит ш-ш-ш-ш, шипит. Давайте попробуем пошипеть, как змея.
- Губы сделаем "окошечком", язычок поднимем за верхние зубки, подуем на него и вместе пошипим. У змеи голосок тихий и долгий.

- Вы замечательно шипели, молодцы. А, кто это прыгает с ветки на ветку, ловко и быстро?
- Конечно же, это белочка. Белочке некогда скучать. Она запасает на зиму грибы, орешки, ягоды.
- Давайте разомнем наши пальчики и расскажем стишок про белочку.

Пальчиковая гимнастика "Белка"

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки. (катаем орешек левой рукой по ладошке правой)
Мишке косолапому,

Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке. (левой рукой загибать по очереди пальцы на правой)

Логопед: Ребята, а кто из вас знает, какой голосок у белочки?
- Белка говорит цок-цок-цок. Повторяйте за мной: цок-цок-цок.
- Молодцы, хорошо постарались.

- А, теперь посмотрите на большое дерево. Кто это сидит на ветке?
- Правильно, это сова. Сова тоже хочет показать нам свой голос. Она говорит "Ух". Давайте "поухаем" вместе с совой: "ух-ух-ух".
- Молодцы ребята. А, на соседнем дереве еще одна птичка. Она поет свою песенку: "ку-ку-ку-ку-ку-ку".

- Кто же это? (кукушка)
- Ну конечно, кукушка!
- Давайте покукуем вместе с кукушкой "ку-ку-ку-ку-у-ку"!

- Молодцы ребята. А теперь, прислушайтесь, кто это топает и переваливается с боку на бок?
- Кто вышел на нашу полянку из леса?
- Конечно же, это медведь. А за ним бегут маленькие медвежата. Медвежата любят играть с шишками. Давайте поиграем вместе с ними.

Массаж ладоней и пальцев шишками

"Круговые движения"
Мишка с шишкою играет, между лап ее катает.
Медвежата все хохочут, шишки лапы им щекочут.
Колются не больно, малыши довольны.

"Сжимание"
Если как мишутка, сильным хочешь стать,
Надо в ручке шишку сильно-сильно сжать.

Логопед: Ребята, голос у медведя громкий, он говорит ы-ы-ы-ы-ы! Давайте попробуем, губы растягиваем в стороны и поем ы-ы-ы-ы!
- Замечательно! А теперь давайте немножко отдохнем, разомнем наши ножки и сделаем зарядку вместе с косолапым мишкой.

Физкультминутка "Мишка шел"

Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел, (ходьба на месте)
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка. (прыжки на месте)

Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел, (наклон вперед)
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел. (приседания)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько красивых, ароматных цветов на нашей поляне! А кто же это летает над цветком? (ответы детей)
- Правильно, это пчела. Она собирает ароматный нектар с цветов и жужжит "ж-ж-ж". Жужжать, как пчела очень сложно, но мы попробуем.
- Для этого надо губы сделать "окошечком", язычок поднять за верхние зубки, подуть в него и громким голосом пропеть "ж-ж-ж-ж".

- А, кто из вас знает, кто, кроме пчелы еще умеет "жужжать"?
- Конечно же, это жук. Вот он ползает среди цветов, в траве. Давайте еще раз пожужжим вместе с жуком "ж-ж-ж-ж"!
- Очень хорошо, вы похожи на настоящих пчелок и жуков!

- А, это кто прилетел к нам и надоедливо, монотонно звенит над ухом?
- Это комар. Комар поет "з-з-з-з".

- Чтобы правильно научиться звенеть, как комарик, надо широко улыбнуться, показать все зубки, язычок поставить за нижние зубки, подуть на язычок и громко пропеть "з-з-з-з". Давайте вместе попробуем.
- Какие звонкие комарики у вас получились, молодцы.

- Подумайте, а чья еще песенка похожа на песенку комара?
- Правильно, мухи. Давайте вместе споем песенку мухи "дззззззззз".
- И комарики и мухи у вас получились замечательные!

- Посмотрите, что это за вертолетик прилетел на нашу полянку?
- Ну конечно, это стрекоза. Она машет крылышками и стекочет "стррр-стррр-стррр".
- У стрекозы очень трудная песенка, но мыс вами постараемся ее повторить. Давайте попробуем.

- Ребята, на нашей цветочной полянке живе т еще много разных насекомых: бабочка, кузнечик, божья коровка, гусеница, улитка, муравей.
- Давайте поиграем с нашими пальчиками и расскажем про них стишок.

Пальчиковая гимнастика "Насекомые"

Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем. (Сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха. Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (Поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого)

Заключительная часть

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами побывали на лесной поляне, познакомились с разными животными, птицами и насекомыми, научились говорить их голосами.
- Наше занятие окончено, до встречи!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!