Цель: развитие фонематических представлений. (дифференциация звуков Р и Рь)
Задачи:
Оборудование: магнитная доска, материалы для определения места звука в слове, материалы для звуко-буквенного анализа, макет города, макеты одно- двух - трехэтажного дома.
Предварительная работа:
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I. Организационный момент Я предлагаю вам сегодня стать архитектором для того что бы мы спроектировали, а в дальнейшим построили город своей мечты. Кто расскажет кто такой архитектор? Внимание на экран. Правильно, ребята! Архитектор это специалист который создает проекты на листе бумаги в архитектурном бюро. Для того что бы мы спроектировали, а в дальнейшим построили город своей мечты помогут нам в этом два звука Р и Рь. Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р ... произнеси звук Р Расскажи, какой звук Р Давайте вместе произнесем звук Р Кто даст характеристику звуку Рь ... произнеси звук Рь. Какой звук Рь? Давайте вместе произнесем звук Рь. Чем отличается звук Р от Рь? Чем похожи звук Р и звук Рь?
II. Основная часть Развитие фонематического восприятия А сейчас я предлагаю вам отправиться в наше архитектурное бюро. На нашем пути встретился ручеек. А для того что бы нам не скучно было идти по мосту, каждый будет петь свою песенку с звуком Р или Рь.
Игра "Хлопни, топни" Ребята строить город не так то и легко, для этого понадобится много людей разных профессии. Я буду называть профессии, а вы хлопните, если в слове есть звук Р, а если в слове звук Рь топните. Словарный материал: Маляр, штукатур, электрик, крановщик, сварщик, бульдозерист, кровельщик. Вот мы и дошли до архитектурного бюро. Посмотрите, в этом кабинете проектирую дома. А дома у нас разные Дом из дерева, какой дом? Дом из кирпича, какой дом? Дом из бревен, какой дом? Деревянный, кирпичный, бревенчатый какие знакомые два звука встречаются в этих словах?
Определение позиции звука в слове Рядом с каждым домом вы видите схему, она вам знакома. Возьмите, пожалуйста, картинку, назовите инструмент, который на ней изображен, определите, где находится звук Р или РЬ в слове. раздаточный материал: топор, мастерок, отвертка, дрель, рубанок, рулетка, краска, гвоздодер, перчатки; Молодцы, ребята! Прежде чем начать строить город своей мечты. Мы должны вспомнить, какими бывают дома. Дом из одного этажа, какой дом? Дом из двух этажей Дом из 3 этажей А из 7 этажей А дом из 10 этажей Молодцы! Раздели слова на слоги: Ребята в городе проектируют не только дома. Каждый сейчас возьмет картинку и разделит слово на слоги. ... если в слове два слога, рядом с каким домом ты ее поставишь? Раздаточный материал: парк, дорога, школа, цирк, двор, береза, машина, вокзал, магазин, карусель; профилактика нарушений письменной речи На нашем пути встретилось препятствие, что бы его преодолеть надо пройти по фишке с правильно напечатанной буквой Р
Звуко-буквенный анализ слова Ребята у архитектора очень сложная работа. Я вам предлагаю сделать звуко - буквенный анализ слова "работа" Пальчиковая гимнастика "Дом" Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Ребята вот мы и пришли в кабинет, где создадим макет "Город своей мечты" Посмотрите, на макете есть парк, а в нем березовая роща. Что посадим в роще? В березовой роще посадим красивую березу. На макете не хватает домов. Пойдем .... спроектируем дома. Выбирай картинку. Что построим в городе? Молодец ..., красивое предложение сказал. Сколько слов в твоем предложении? Назови первое слово, назови второе ... Выбирай картинку ... что построим в городе? Молодцы, ребята! У нас получился очень красивый макет. Какие два звука нам помогали? Что мы с вами создали? Нам пора возвращаться в детский сад.
Итог Кем мы сегодня были? Где мы сегодня были? Что вы запомнили? Ребята, я вам дарю набор архитектора. Вы сможете создать макет в группе, если поработаете все дружно. |
Дети стоят полукругом
Ответы детей
Просмотр мультфильма "Архитектор"
Согласный, твердый, звонкий
Звук РЬ Согласный, мягкий, Звонкий
Тем, что звук Р - твердый, а звук РЬ- мягкий
Тем, что они согласные, звонкие Ра-ря Ры-ри Ри-ры Ро-ре Ре-ро Ра-ра-ря Ро-ро-ре Ры-ры-ри Ры-ри-ры
Дети хлопают, топают.
деревянный кирпичный бревенчатый
Р и РЬ
Определяют позицию звука в слове
одноэтажный двухэтажный трехэтажный семиэтажный десятиэтажный
двухэтажным
Делят слова на слоги
Идут по фишкам с правильно напечатанной буквой Р.
Выполняют движения пальчиковой гимнастики.
Выполняют звуко-буквенный анализ слова.
березу
В городе построим кирпичный многоэтажный дом В городе построим аэропорт( бревенчатый дом, аквапарк, зоопарк, цирк, театр, светофор)
Звук Р и звук РЬ Макет "Город моей мечты"
Архитектором. Архитектурном бюро. |