Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группе "Создай город своей мечты"

Цель: развитие фонематических представлений. (дифференциация звуков Р и Рь)

Задачи:

  • закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков;
  • совершенствование навыка слогового анализа слов;
  • совершенствование навыков звуко - буквенного анализа слов;
  • активизация и актуализация словаря по теме "Профессии на стройке";
  • совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных);
  • совершенствование навыка образования сложных слов;
  • • профилактика нарушений письменной речи.

Оборудование: магнитная доска, материалы для определения места звука в слове, материалы для звуко-буквенного анализа, макет города, макеты одно- двух - трехэтажного дома.

Предварительная работа:

  • расширение и уточнение словаря по теме "Строительные специальности";
  • рассматривание картинок по теме "Профессии на стройке";
  • разучивание стихотворения "Архитектор".

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей 

I. Организационный  момент

Я предлагаю  вам сегодня  стать архитектором для того что бы мы спроектировали, а в дальнейшим построили город  своей мечты.

Кто расскажет кто такой архитектор?

Внимание на экран.

Правильно, ребята! Архитектор это специалист который создает проекты на листе бумаги в архитектурном бюро. 

Для того что бы мы спроектировали, а в дальнейшим построили город  своей мечты  помогут нам в этом два звука Р и Рь.

Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р

... произнеси звук Р

Расскажи, какой звук Р

Давайте вместе произнесем звук Р

Кто даст характеристику звуку Рь

... произнеси звук Рь.

Какой звук Рь?

Давайте вместе произнесем звук Рь.

Чем отличается звук Р от  Рь?

Чем похожи звук Р и звук Рь?

 

II. Основная часть

Развитие фонематического восприятия

А сейчас я предлагаю вам отправиться в наше архитектурное бюро.

На нашем пути встретился ручеек. А для того что бы нам не скучно было идти по мосту, каждый будет петь свою  песенку с звуком  Р или Рь. 

 

Игра "Хлопни, топни"

Ребята строить город не так то и легко, для этого понадобится  много людей разных профессии. Я буду называть профессии, а вы хлопните, если в слове есть звук Р, а если в слове звук Рь топните.

Словарный материал: Маляр, штукатур, электрик, крановщик, сварщик, бульдозерист, кровельщик.

Вот мы и дошли до архитектурного бюро. Посмотрите, в этом кабинете проектирую дома. А дома у нас разные

Дом из дерева, какой дом?

Дом из кирпича, какой дом?

Дом из бревен, какой дом?

Деревянный, кирпичный, бревенчатый  какие знакомые два звука встречаются в этих словах?

 

Определение позиции звука в слове

Рядом с каждым домом вы видите схему, она вам знакома.

Возьмите, пожалуйста, картинку, назовите инструмент, который на ней изображен, определите, где находится звук Р или РЬ в слове.

раздаточный материал: топор, мастерок, отвертка, дрель, рубанок, рулетка, краска,  гвоздодер, перчатки;

Молодцы, ребята!

Прежде чем начать строить город своей мечты. Мы должны вспомнить, какими бывают дома.

Дом из одного этажа, какой дом?

Дом из двух этажей

Дом из 3 этажей

А из 7 этажей

А дом из 10 этажей

Молодцы!

Раздели слова на слоги:

Ребята в городе проектируют не только дома. Каждый сейчас возьмет картинку и разделит слово на слоги.

... если в слове два слога, рядом с каким домом ты ее поставишь?

Раздаточный материал: парк, дорога, школа, цирк, двор, береза, машина, вокзал, магазин, карусель;

профилактика нарушений письменной речи

На нашем пути встретилось препятствие, что бы его преодолеть надо пройти  по фишке с  правильно напечатанной буквой Р 

 

Звуко-буквенный анализ слова

Ребята у архитектора очень сложная работа.

Я вам предлагаю сделать звуко - буквенный анализ слова "работа"

Пальчиковая гимнастика "Дом"

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") 

 

Ребята вот мы и пришли в кабинет, где создадим макет "Город своей мечты"

Посмотрите, на макете  есть парк, а в нем березовая роща.

Что посадим в роще?

В березовой роще посадим красивую  березу.

На макете не хватает домов. Пойдем .... спроектируем дома. Выбирай картинку. Что построим в городе?

Молодец ..., красивое предложение сказал. Сколько слов в твоем предложении? Назови первое слово, назови второе ... Выбирай картинку

... что построим в городе?

Молодцы, ребята! У  нас получился очень красивый макет.

Какие два звука нам помогали?

Что мы с вами создали?

Нам пора возвращаться в детский сад. 

 

Итог

Кем мы сегодня были?

Где мы сегодня были?

Что вы запомнили?

Ребята, я вам дарю набор архитектора. Вы сможете создать макет в группе, если поработаете все дружно.

Дети стоят полукругом

 

 

Ответы детей

 

Просмотр

мультфильма "Архитектор" 

 

Согласный, твердый, звонкий

 

Звук РЬ

Согласный, мягкий,

Звонкий

 

Тем, что звук Р - твердый, а звук РЬ- мягкий

 

Тем, что они согласные, звонкие

Ра-ря

Ры-ри

Ри-ры

Ро-ре

Ре-ро

Ра-ра-ря

Ро-ро-ре

Ры-ры-ри

Ры-ри-ры

 

Дети хлопают, топают.

 

деревянный

кирпичный

бревенчатый

 

Р и РЬ

 

 

Определяют позицию звука в слове

 

 

 

 

одноэтажный

двухэтажный

трехэтажный

семиэтажный

десятиэтажный 

 

 

двухэтажным

 

Делят слова на слоги

 

Идут по фишкам с правильно напечатанной буквой Р.

 

Выполняют движения пальчиковой гимнастики.

 

Выполняют звуко-буквенный анализ слова.

 

 

березу

 

В городе построим кирпичный многоэтажный дом

В городе построим аэропорт( бревенчатый дом, аквапарк, зоопарк, цирк, театр, светофор)

 

Звук Р и звук РЬ

Макет "Город моей мечты"

 

Архитектором.

Архитектурном бюро.

Размер:
21.85 Kb
Скачали:
2