Цель: научить различать звуки ш-ж в устной и письменной речи.
Задачи:
Игра с мячок "Назови ласково"
Задание: назови слово ласково, чтобы в нем появился звук "Ж"
луг - лужок, снег - ... , шаг - ..., утюг - ..., сапог - ..., флаг - ...
Логопед: Ребята, в гостях у нас сегодня Художник Карандаш.
- Какие звуки я выделила голосом? (ответы детей)
- Их мы и будем учиться сегодня различать. И поможет нам в этом Художник Карандаш.
Я – Художник Карандаш,
В кабинет зашел я в ваш.
Будем мы шипеть, жужжать,
Звуки эти различать.
- Чем они похожи при произнесении? (язык находится наверху)
- Чем они различаются? (ш – глухой, а ж - звонкий)
- Жук летит и жужжит. (ж-ж-ж)
- Змея ползет и шипит. (ш-ш-ш)
- Художник для вас нарисовал дорожку из звуков и их символов.
- Давайте пройдем по ней и произнесем эти звуки, включая и выключая голос.
Дифференциация Ш-Ж в слогах
Логопед: Какое время года наступило? Какой сейчас месяц? По счету, какой весенний месяц?
- Что происходит весной в природе? (тает снег, бегут ручьи, греет чаще солнышко, покрываются листьями деревья, зеленеет травка и, конечно, появляются цветы)
- И вот наш Художник решил из шланга полить цветы и буквы Ш, Ж с гласными подружить.
Он полил цветочек с А,
Получилось у него ША, ЖА.
Шланг полил цветочек с О,
Прочитаем дети ШО, ЖО.
Шланг струю направил к У,
Скажем дети громко ШУ, ЖУ.
Брызнул шланг водой на Е,
Прочитаем тихо ШЕ, ЖЕ.
Вот последний цветок с И,
Прочитаем твердо ШИ, ЖИ.
- Ребята, буквы Ш, Ж – особенные буквы. Они обозначают только твердые звуки и всегда читаются твердо, даже если стоят с гласными И, Е.
- И давайте вспомним правило правописания сочетаний жи-ши.
Наш Художник встал на ножки,
Пошагать решил немножко.
Важно поднял он головку:
"Посмотри, какой я ловкий!"
Вот он хлопает в ладошки,
Вот попрыгал он немножко.
Поскакал и покружился,
А потом остановился.
Дифференциация Ш-Ж в словах
Логопед: А сейчас Художник Карандаш предлагает нам проиграть в игры.
Игра "Закончи слово"
Задание по интерактивной доске.
Каранда …, малы..., эта..., камы..., гара..., ланды..., лы..., но..., мы..., у..., детены...
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши –
Только с И всегда пиши!
Игра "Подбери картинку к схеме"
С крыши капает капель: (Пальцы стучат по ладошке)
Кап-кап, кап-кап! (В медленном темпе)
Это к нам пришел апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп)
Солнце припекло сильней ("Солнышко" из ладошек)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе)
Работа в тетрадях
Задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Логопед: Вот подошло к концу наше занятие, и давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня работали?
- А кто нам помогал выполнять все эти задания?