Конспект занятия в старшей группе "Части тела. Буква Н и звук "Н, НЬ"

Конспект предназначен для подгруппового занятия в старшей речевой группе.

Цели:

  • Уточнение понятие "звук", "буква", слог, "согласный", "гласный".
  • Знакомство со звуком "Н, Нь".
  • Закреплять понятие "согласный".
  • Уточнить артикуляционные и акустические особенности звука "Н".
  • Уточнение и закрепление словаря по теме "Части тела"
  • Обогатить словарь словами – существительными, полученными путем словообразования;
  • Закрепить умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительных с существительными
  • Научить правильно составлять сложноподчиненные предложения.

Оборудование:

  1. Домики (красный, синий, зеленый).
  2. План анализа артикуляции звуков.
  3. Зеркала.
  4. Карточки-символы: гласный, мягкий согласный, твердый согласный.
  5. Геометрические фигуры.
  6. Карточки с изображением Гулливера и Дюймовочки.
  7. Небольшой лист бумаги и ручка.
  8. Петрушка.
  9. Волшебные палочки.

Ход урока

Орг. момент

Раз, два, раз два, заниматься нам пора.
Раз, два, три, на ковер скорей беги.

Развитие общей моторики

- Кто внимательный? Покажи, как я.
- А теперь все сели на свои места.

Объявление темы занятия

- У каждого из вас на столе лежит чистый лист бумаги и карандаш. Взяли, положили перед собой. Слушайте стихотворение и повторяйте за мной.

Точка, точка, запятая,
Вышла рожица кривая,
Палки, палки, огуречик,
Вот и вышел человечек.
Кто же это получился? (Человечек)

- Голова, руки, ноги, туловище – что это? (ответы детей)
- Это наше тело. Сегодня мы с вами будем говорить о нашем теле. (Петрушка)
- Ой, кто-то плачет. Послушайте. Кто это?

- Ребята, здравствуйте, меня зовут Петрушка. У меня беда, я совсем запутался, где у меня что.
- Помогите мне запомнить части моего тела. Ребята, поможем? (Да!)

Изучение новой темы

- Ребята, я пришел не с пустыми руками, для каждого из вас у меня есть конверт. Держите. (Раздаем конверты)
- Давайте их откроем. Что в них? (Фигуры)

- Какие? (Называют фигуры)
- Из этих фигур мы с вами выложим человечка, а Петрушка посмотрит, что у нас получиться.

Согласование существительного с прилагательными.

- У каждого из вас получился человечек, у которого есть что? (Голова, руки, туловище, ноги)
- Какие фигуры обозначают голову? (Круги)
- Какого цвета у тебы круг?

- С помощью какой фигуры мы обозначили руки, туловище, ноги. (Спрашиваем цвет фигур)
- Посмотри, Петрушка. Перед тобой человечки, выложенные нами. Мы видим, что у человека есть самые крупные части: это голова, руки, ноги, туловище.

- Сколько у нас голов? (Одна)
- Рук – две, туловищ? (Одно)
- А у двух людей сколько рук? (четыре)

Динамическая пауза

Что умеют наши руки, ноги, голова, мы сейчас посмотрим.
Мы хлопаем руками – хлоп–хлоп-хлоп,
Мы топаем ногами топ-топ-топ,
Кулачками постучим стук–стук-стук,
Повернемся, помолчим. (делим каждое слово на слоги)

Игра "Назови, что есть?"

- Что есть на голове, что есть на руке, что есть на ноге, на туловище? (кидаем детям мяч и просим назвать ту или иную часть)

Игра "Для чего?"

- Для чего нам нужны глазки, ручки, ножки, носик, ротик, нижняя челюсть, плечо, для чего нужны ушки, чтобы слышать. (Ответ просим, чтобы был полным: глаза нам нужны для того, чтобы видеть)

Развитие фонематических процессов

- Вот мы сейчас и проверим, как умеют слушать ваши ушки. Слушайте слова от Петрушки и подумайте, какой звук в них он выделял дольше? (Нога, ноготь, голень)
- Какой звук он выделял? (Н)
- Посмотрели в зеркала, произнесли этот звук. Между губами небольшое расстояние. Произнесли звук н-н-н.

- Язычок у нас поднялся вверх и спрятался за верхние зубы, голосок работает.
- Воздушная струя встречает препятствие – язычок, значит это звук (согласный) Звук "н" у нас строгий или ласковый? (Значит он живет в синем домике)

- Это домик согласных звуков. Как же зовут его братца? ("нь")
- В каком он живет домике?

Релаксация

Легли на столы, закрыли глазки, послушаем музыку.

Дифференциация "н - нь"

- А теперь возвращаемся к словам Петрушки. Берем птичку и приступим к определению места звука в слове: нога, голень, ноготь, Аня.
- Какое слово лишнее, почему?

Связь звука с буквой

- Звуки "Н и НЬ" на письме обозначаются буквой Н. Давайте ее рассмотрим.
- Сколько в ней палочек? Как они расположены?

- А теперь выложим эту букву из волшебных палочек.
- Слушаем последний вопрос от Петрушки.

Словообразование

- Ребята, мне нужно будет возвратиться в сказочную страну. Там у меня очень много добрых и ласковых друзей. Есть Гулливер – самый высокий житель Волшебной страны, а есть очень - очень маленькая девочка - Дюймовочка.

- Как же мне к ним обращаться. А вот как, у Дюймовочки мы все называем ласково – нос - носик, нога - ножка, А у Гулливера все огромное, значит мы скажем так – носище, ножища.
- Давайте попробуем Петрушке назвать все части тела этих героев.

Итог занятия

- Итак, пришло время прощаться с нашим гостем. О чем он нас просил? (Выучить с ним части нашего тела)
- А какой звук мы сегодня узнали, а с какой буквой познакомились? (н)

Размер:
19.75 Kb
Скачали:
3