Цель занятия: развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - рисование солью.
Задачи:
Материалы и оборудование: игрушка-снеговик, картинка с изображением снеговика, подложка для работы за столом, заготовка снеговика на голубой бумаге, салфетка, кисть, клей ПВА, тарелочка с крупной солью, восковые мелки трех цветов (красный, синий и черный), оранжевый треугольник из бумаги (для наклеивания носа-морковки).
Предварительная работа: чтение сказок и рассказов о зиме, разгадывание загадок на зимнюю тематику, рассматривание сюжетных картин с играми и забавами детей зимой.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга.
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребятам, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
- Сегодня к нам пришел гость. А чтобы узнать кто, нам надо отгадать загадку. Готовы? (да)
Воспитатель: Появился во дворе, он в прохладном декабре.
Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель … (снеговик)
- Молодцы, ребята, правильно. (воспитатель достает игрушку-снеговика)
- Снеговик пришел к нам, чтобы попросить у нас помощи. Вы хотите ему помочь? (да, хотим!)
Воспитатель: Снеговик рассказал мне такую историю.
- Наступила зима, выпало много снега, дети вышли на улицу гулять. Целый день они играли и лепили снеговика. А когда стало темно, все ребята разошлись по домам.
- И снеговик остался совсем один. Грустно ему стало и одиноко. Вот и пришел он к нам в группу, чтобы мы помогли ему друзей - снеговиков сделать. Сможем помочь? (да)
- Подойдите, ребята, к мольберту. Давайте рассмотрим картинку снеговика. Из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: Сам снеговик состоит из 3 кругов, нос у него в форме треугольника, а ведро на голове состоит из 3 прямоугольников. Глаза и пуговицы также круглые.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь давайте приступать к выполнению просьбы снеговика - сделаем для него друзей. Садитесь за столы на свои места.
- Сегодня мы будем с вами рисовать друзей для снеговика. А порисуем мы волшебным способом - при помощи соли.
- Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте разомнем наши ручки и сделаем пальчиковую гимнастику.
Раз рука, два рука, лепим мы снеговика.
Три — четыре, три — четыре, нарисуем рот пошире.
Пять — найдем морковь для носа, угольки найдем для глаз.
И наденем шляпу косо, пусть смеется он у нас.
- Молодцы. Готовы к работе? (готовы!)
Воспитатель: Перед вами приготовлена заготовка снеговика на голубой бумаге. Для выполнения работы нам надо — нарисовать ведро красным восковым мелком, обвести три комка снеговика — синим восковым мелком, а руки-ветки - черным восковым мелком. Приступаем. (Дети выполняют - рисуют снеговику ведро и руки-ветки)
- Теперь приступим к рисованию солью. Перед вами приготовлены клей ПВА, кисточка и соль.
- Нам надо хорошо промазать снеговика клеем и посыпать его солью. Тоже самое мы выполним с сугробами, которые находятся под снеговиком. (Детям дается инструкция по выполнению данного задания. У кого возникают затруднения - тому помогаем)
- Молодцы, дети. Вы отлично справились и с этим заданием.
- А теперь, пока наш снеговик сохнет, мы с вами отдохнем. Встаем возле стульчиков. Сделаем с вами гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную слепили, птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались, а еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.
- Молодцы, ребята. Садитесь. Чтобы доделать нашему снеговику друзей, нам надо приклеить нос-морковку, которая приготовлена у вас, и черным восковым мелком нарисовать глаза. (Дети выполняют необходимые действия)
Воспитатель: Скажите, ребята, Вам понравилось наше занятие? (ответы детей)
- А что больше всего запомнилось?
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть на нашу выставку работ и сказать, какая больше всего понравилась и чем?
- Спасибо всем большое. Мне очень понравилось наше занятие. Вы нарисовали отличных друзей-снеговиков.
- Теперь наш гость снеговик стал очень веселый. На этом наше занятие подошло к концу.