Цели занятия:
Ход занятия
Произношение. Предъявление слогов на слух
Па
Папа
Папапа
Папапа
- Какое сегодня число?
Целевая установка
- Будем хорошо говорить все звуки.
Автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, фразах
Уточнение приемов самоконтроля за звуком.
- Будем повторять звук [Ц].
Чтение слогов, слов со звуком [Ц]
- Прочитай слоги, слова. Хорошо говори звук [Ц], соблюдай словесное ударение.
ец - палец
ица – таблица
ицы – пуговицы
цве - цветы
Игра «Какое слово лишнее?»
- Прочитай слова. Хорошо говори звук [Ц].
- Какое слово лишнее? Почему?
Курица, цыпленок, цапля, петух, овца.
Предъявление данного ряда слов с одним пропущенным на слух. Слова предъявляются на слух, одно пропускается.
- Послушай. Какое слово я пропустила? (Учащаяся повторяет)
Курица, цыпленок, цапля, петух.
Говорит, какое слово пропущено.
Игра «Кто в клетке живет?»
- Назови картинки. Какие из них можно поместить в клетку?
Птица, лисица, цирк, пуговица, заяц, полотенце, цапля.
Учитель предъявляет слова на слух, учащаяся различает их.
- Послушай, повтори.
заяц, лисица, птица, цапля
Образование имен существительных женского рода
- От существительных мужского рода образуй существительные женского рода.
- Говори хорошо все звуки.
художник - художница
учитель - …
ученик - …
воспитатель - …
школьник - …
Игра «Составь словосочетание по картинке»
Перед ребенком лежат деформированные слоги, необходимо составить слова - прилагательные. К каждой картинке надо подобрать прилагательные и составить словосочетание.
- Составь слова из слогов.
- Говори хорошо.
- К каждой картинке подбери прилагательное, составь словосочетание.
ве лый се; раз вет ноц е ны; ла я бе
Картинки: цапля, цирк, цветы.
Предъявление данных словосочетаний на слух
- Послушай словосочетания. Повтори.
- Говори хорошо все звуки.
Веселый цирк, разноцветные цветы, белая цапля.
Составление рассказа по опорным словам
Перед ученицей лежат опорные слова. Она составляет рассказ.
- Составь рассказ, используя данные слова.
- Говори все звуки хорошо, соблюдай словесное и логическое ударение.
Наконец, солнце, птицы, скворец, скворечники, молодцы.
Работа над словесным ударением
Уточнение знаний о словесном ударении.
- Прочитай правило. Повтори.
- Ударный слог произносится громче и протяжнее, чем безударный:
Па, паПа, паПапа, папаПа, и т.д.
Например: цирк, циркуль, столица
Отхлапывание ритма слов
- Отхлопай ритм.
- Поставь ударения. (отхлапывает ритмы слов)
Кольцо, царь, полотенце.
Различение слов с ударениями в разных позициях на слух вразбивку.
- Послушай слова. Расставь словесное ударение.
- Повтори.
Цапля, скворец, улица, ресницы, цвет.
Нахождение слов, соответствующих схеме
- Прочитай слова, найди к каждому слову схему.
- Подбери к каждому слову одно, такого же ритма.
1. 2.
Птица мельница
Ножницы лицо
Яйцо заяц
Ответы на вопросы по картинкам
- Послушай вопрос. Посмотри на картинку. Скажи ответ.
- Что ты делала? (Я повторяла звук [Ц], работала над словесным ударением)
Развитие слухового восприятия. Работа с текстом
Беседа по тексту
- О чем читали? (о родине)
Составление части текста из предложений вразбивку.
Учитель читает предложения, учащаяся выкладывает их. (слухозрительно)
- Будешь составлять текст из предложений вразбивку.
Территория нашей Родины огромна.
Наша Родина - Россия.
Столица нашей Родины - Москва.
Лес - богатство нашей родины.
У каждого человека есть дом, где он родился.
Это его маленькая родина.
Предъявление начала предложений учителем на слух и дополнение их учащейся.
- Будешь дополнять предложения.
Крупные реки нашей страны..., ..., ..., ..., и другие.
Наша страна богата полезными ...
И все это вместе – та Родина, которую нужно защищать ...
Игра «Найди ошибку»
Учитель предъявляет предложения слухозрительно, учащаяся находит ошибку.
- Послушай. Найди ошибку.
- Скажи правильно.
Территория нашей Родины мала.
Столица нашей Родины – Санкт-Петербург.
Лес - богатство нашей родины.
Различение словосочетаний, слов по тексту
- Будешь слушать и повторять словосочетания, слова. (на слух)
Страна, родина, столица, полезные ископаемые,
Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера.
Учитель дает установку на правильное произношение.
- Послушай, повтори. Говори слитно.
- Ответь на вопросы.
Итого урока
- Что ты делала? (Учащаяся говорит, что делала на уроке)