Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произношения "Звук Ц. Словесное ударение"

Цели занятия:

  • Автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, фразах.
  • Тренировка в умении соблюдать в речи словесное ударение.
  • Учить распознавать и различать на слух (слухозрительно) части текста, фразы (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми), словосочетания, слова.

Ход занятия

Произношение. Предъявление слогов на слух

Па
Папа
Папапа
Папапа

- Какое сегодня число?

Целевая установка

- Будем хорошо говорить все звуки.

Автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, фразах

Уточнение приемов самоконтроля за звуком.

- Будем повторять звук [Ц].

Чтение слогов, слов со звуком [Ц]

- Прочитай слоги, слова. Хорошо говори звук [Ц], соблюдай словесное ударение.

ец - палец
ица – таблица
ицы – пуговицы
цве - цветы

Игра «Какое слово лишнее?»

- Прочитай слова. Хорошо говори звук [Ц].
- Какое слово лишнее? Почему?

Курица, цыпленок, цапля, петух, овца.

Предъявление данного ряда слов с одним пропущенным на слух. Слова предъявляются на слух, одно пропускается.

- Послушай. Какое слово я пропустила? (Учащаяся повторяет)

Курица, цыпленок, цапля, петух.

Говорит, какое слово пропущено.

Игра «Кто в клетке живет?»
- Назови картинки. Какие из них можно поместить в клетку?
Птица, лисица, цирк, пуговица, заяц, полотенце, цапля.

Учитель предъявляет слова на слух, учащаяся различает их.

- Послушай, повтори.
заяц, лисица, птица, цапля

Образование имен существительных женского рода

- От существительных мужского рода образуй существительные женского рода.
- Говори хорошо все звуки.

художник - художница
учитель - …
ученик - …
воспитатель - …
школьник - …

Игра «Составь словосочетание по картинке»

Перед ребенком лежат деформированные слоги, необходимо составить слова - прилагательные. К каждой картинке надо подобрать прилагательные и составить словосочетание.
- Составь слова из слогов.
- Говори хорошо.
- К каждой картинке подбери прилагательное, составь словосочетание.
ве лый се; раз вет ноц е ны; ла я бе
Картинки: цапля, цирк, цветы.

Предъявление данных словосочетаний на слух
- Послушай словосочетания. Повтори.
- Говори хорошо все звуки.
Веселый цирк, разноцветные цветы, белая цапля.

Составление рассказа по опорным словам

Перед ученицей лежат опорные слова. Она составляет рассказ.
- Составь рассказ, используя данные слова.
- Говори все звуки хорошо, соблюдай словесное и логическое ударение.

Наконец, солнце, птицы, скворец, скворечники, молодцы.

Работа над словесным ударением

Уточнение знаний о словесном ударении.

- Прочитай правило. Повтори.
- Ударный слог произносится громче и протяжнее, чем безударный:
Па, паПа, паПапа, папаПа, и т.д.

Например: цирк, циркуль, столица

Отхлапывание ритма слов

- Отхлопай ритм.
- Поставь ударения. (отхлапывает ритмы слов)
Кольцо, царь, полотенце.

Различение слов с ударениями в разных позициях на слух вразбивку.

- Послушай слова. Расставь словесное ударение.
- Повтори.
Цапля, скворец, улица, ресницы, цвет.

Нахождение слов, соответствующих схеме

- Прочитай слова, найди к каждому слову схему.
- Подбери к каждому слову одно, такого же ритма.

1.                      2.
Птица              мельница
Ножницы          лицо
Яйцо               заяц

Ответы на вопросы по картинкам
- Послушай вопрос. Посмотри на картинку. Скажи ответ.

  1. Сколько пальцев у перчатки?
  2. Сколько цветов у радуги?
  3. Кого кормит девочка?

- Что ты делала? (Я повторяла звук [Ц], работала над словесным ударением)

Развитие слухового восприятия. Работа с текстом

Беседа по тексту

- О чем читали? (о родине)

Составление части текста из предложений вразбивку.

Учитель читает предложения, учащаяся выкладывает их. (слухозрительно)
- Будешь составлять текст из предложений вразбивку.

Территория нашей Родины огромна.
Наша Родина - Россия.
Столица нашей Родины - Москва.

Лес - богатство нашей родины.
У каждого человека есть дом, где он родился.
Это его маленькая родина.

Предъявление начала предложений учителем на слух и дополнение их учащейся.

- Будешь дополнять предложения.
Крупные реки нашей страны..., ..., ..., ..., и другие.
Наша страна богата полезными ...
И все это вместе – та Родина, которую нужно защищать ...

Игра «Найди ошибку»

Учитель предъявляет предложения слухозрительно, учащаяся находит ошибку.
- Послушай. Найди ошибку.
- Скажи правильно.

Территория нашей Родины мала.
Столица нашей Родины – Санкт-Петербург.
Лес - богатство нашей родины.

Различение словосочетаний, слов по тексту

- Будешь слушать и повторять словосочетания, слова. (на слух)
Страна, родина, столица, полезные ископаемые,

Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера.

Учитель дает установку на правильное произношение.
- Послушай, повтори. Говори слитно.
- Ответь на вопросы.

  1. Назови части речи, которые ты знаешь.
  2. Физические упражнения хорошо укрепляют мышцы.
  3. Сколько дней продолжались весенние каникулы?
  4. В какой класс ты перейдешь в следующем году?

Итого урока

- Что ты делала? (Учащаяся говорит, что делала на уроке)

Размер:
22.56 Kb
Скачали:
3