НОД в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие в Африку"

Задачи занятия:

  • Закрепить знания детей о животных обитающих в Африке.
  • Продолжать знакомить с цветовым обозначением Африки на глобусе.
  • Активизировать словарь за счет употребления новых слов: континент, барханы, саванна.
  • Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид, повадки животных, способы их питания.
  • Формировать навык составления рассказа - описания по схеме.
  • Развивать логическое мышление, интерес к живой природе.

Оборудование и материалы: глобус, презентация "Животные Африки" (кроссворд), предметные картинки животных, макет деревьев, фигурки животных жарких стран и животных севера, песок, трубочки для коктейля и банки (для опыта), листочки с контурами животных, аудиозапись "Песня Красной Шапочки" (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Ким), бананы.

Ход занятия

Оргмомент

- Дети, я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие на самый жаркий континент планеты Земля. А чтобы узнать, как он называется, нужно разгадать кроссворд.

Презентация с кроссвордом

Кроссворд "Животные Африки"Кроссворд "Животные Африки"

Любят лазать, корчить рожи
И смешить весь день прохожих.
Просят сладкие бананы
В зоопарке... (обезьяны)

Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый,
Если встретишь, не до игр!
Потому что это … (тигр)

Выше всех на свете он.
Он по росту - чемпион.
Даже сын его, как шкаф,
Потому что он … (жираф)

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … (крокодил)

Крупный он и необычный,
На носу имеет рог,
Догадаетесь, ребята,
Это точно … (носорог)

У нее в полоску платье
И оно ей очень кстати:
Чтоб враги не увидали.
Эту лошадь вы узнали? (зебра)

- А теперь давайте прочитаем выделенные буквы. Как называется самый жаркий континент? (Африка)

Работа с глобусом

- Давайте посмотрим, где находится этот континент на глобусе.

Африка на глобусеАфрика на глобусе

- Африка закрашена разными цветами: желтым, зеленым, есть голубые линии. Что обозначают эти цвета? (Желтый - песок, пустыни, зеленый - саванны и тропические леса, голубой - реки)

- Вокруг себя повернись и в Африке очутись. (воспитатель вместе с детьми произносит слова и поворачивается вокруг себя)
Слайд саванна под аудиозапись "Песни Красной Шапочки"

- Вот мы с вами и в Африке. Перед нами саванна. Как вы понимаете, что такое саванна?

Саванна - это степь. В саванне растут различные травянистые растения и кустарники, но попадаются островки деревье: баобабы, пальмы

- Здесь обитает множество животных. Некоторых из них сложно заметить, как вы думаете почему? (маскируются)
- Правильно, во время охоты им необходимо маскироваться. Давайте поищем их.

- Дети, пока мы с вами добирались до Африки, здесь что-то произошло: все животные перепутались.
- Давайте поможем им и расселим в свои природные зоны.

Игра "Рассели животных"

Дети классифицируют животных севера и юга.
- Итак, какие животные живут в Африке?
- Тут 2 таблички, давайте их прочитаем: травоядные и хищники.
- Кто такие травоядные? Хищники? Давайте разделим на травоядных и хищников.

Физминутка "У жирафов..."

Под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и локтях.
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и локтях.
У тигрят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и локтях.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и локтях.

Рассказ детей о животных Африки по схеме

Например: Это - слон. Слон серо-черного цвета. Он большой и тяжелый. Кожа у него морщинистая, в складках. У слона есть длинный хобот-нос. Он питается травой, листьями и ветками деревьев. Живут слоны около 60 лет в саванне.

Игра-имитация "Изобрази, а мы отгадаем"

- Дети, сейчас каждый из вас изобразит одно из животных Африки, а мы должны будем догадаться кто это? (слайд пустыня)

ПустыняПустыня

- Отправляемся дальше. А как называется местность, где много песка? (пустыня)
- Мы сейчас находимся в самой большой пустыне мира. Кто знает, как она называется? (Сахара)

- А теперь давайте выложим из букв название этой пустыни САХАРА.
- Что вы знаете о пустыне Сахара? (Здесь почти никогда не бывает дождей, дуют горячие ветры и образуются песчаные горы)

- Как они называются? (барханы)
- А хотите посмотреть, как это происходит и узнать, кто строит барханы?

Экспериментирование с песком (образуем барханы)

На столах банки с песком, закрыты крышками. Через крышку в банку вставлена трубочка от коктейля. Песок в банке - имитация пустыни.
- Вам нужно не сильно, но долго дуть на песок через соломинку. Что же у вас получилось? (Песчаный холмик - бархан)

- Так кто же создает барханы?
Вывод: барханы создает ветер и песок таким образом перемещается с места на место по пустыне.

Словесная игра "Скажи какой?"

- Дети, какое животное называют кораблем пустыни? (верблюд)
- Почему? Что ест верблюд?
- Давайте поиграем в игру...

Игра "Скажи какой верблюд"

- Каждый, кто придумает слово, подарит верблюду его любимую верблюжью колючку.
- В Африке очень жарко. А чего хочется больше всего, когда стоит жара? (пить)
- Что делают животные, когда хотят пить? (приходят на водопой к реке)

- Давайте сядем за столы. Вам нужно по контуру обвести животное и определить, какое животное приходило на водопой.
- Но перед этим разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.

Носит бедный носорог (5)
На носу тяжелый рог, (4)
А тяжелый бегемот (3)
Без забот идет-бредет. (2)
По песку идет верблюд, (1)

(смена рук)
И ему не жарко тут. (1)
Кверху голову задрав, (2)
Щиплет листики жираф. (3)
И на ветках обезьяны (4)
Чистят вкусные бананы. (5)

Игра "Угадай по контуру"

- Дети, Африка очень большая и в ней столько всего интересного, но нам уже пора возвращаться. Вокруг себя обернись и в детском саду очутись.
- Ну вот мы и дома. Я предлагаю воспроизвести с вами свою маленькую Африку.

Итог. Коллективная работа "Панно Африка"

- Какая почва преобладает в пустыне? (песок)
- Какие растения растут в Африке? (расставляем макеты деревьев)
- Какие животные обитают? (расставляем фигурки животных жарких стран)

- Самая длинная река в мире протекающая в Африке? (выкладываем реку)
- Вот у нас и получилась своя маленькая Африка.
- Дети, на память о нашем сегодняшнем путешествии, животные Африки прислали вам бананы, они рады, что вы так много о них знаете.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!