Цель: формирование представлений об объекте неживой природы – каменном угле.
Задачи:
Оборудование и материалы: посылка с углем, письмо, презентация о каменном угле, пена для бритья, гуашь, кисти, бумага для рисования, доски для лепки, салфетки, линейки, смайлики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Кузбассе, заучивание стихов, рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых.
Все ребята встали вкруг,
Ты – мой друг, и я твой – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа
- Сегодня утром по дороге в детский сад, я встретила почтальона Печкина. Он передал мне коробку и письмо от Шарика.
- Поможем?
Читаем письмо: "Здравствуйте ребята! У нас закончились дрова и нечем топить печь. Но нам очень жалко рубить деревья. Мы с Матроскиным сообщили об этом дяде Федору, а он прислал нам эту странную посылку. Что это такое и для чего мы не знаем. Помогите, пожалуйста нам разобраться.
Шарик."
- Давайте посмотрим, что в этой посылке.
- Да тут загадка:
С виду, не приглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки -
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень, нужный камень.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и свет. (уголь)
- Догадались, о каком камне идет речь? Вот он, какой каменный уголь. (показ каменного угля)
Презентация
- А знает ли кто-нибудь из вас, как образуется каменный уголь?
Давным – давно на нашей планете было очень тепло. Росли пышные густые леса. Деревья вырастали огромных гигантских размеров. Но с годами эти деревья и растения погибали, они падали в болота и мелкие озера.
- Постепенно ветер нанес поверх этой растительной массы толстые слои песка, глины, земли. Эти слои с годами спрессовались, затвердели и через много – много тысяч лет превратилась в каменный уголь.
- Основной запас угля расположен в Кузнецкой котловине. Вся местность называется Кузнецким каменноугольным бассейном, или сокращенно - Кузбассом. Ребята, а вам знакомо понятие "Кузбасс"?
- Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.
Ребенок читает стихотворение:
Если на карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно. И отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи.
И в каждом из нас
Пульсирует гордое имя - Кузбасс!
- Как называется профессия людей, добывающих уголь?
- Уголь добывают шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.
Дети читают стихи:
1. На трудовую вахту
Шахтер поедет в шахту.
И домнам, и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтерскую добычу –
Отборный уголек!
2. Да здравствуют наши шахтеры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики черного солнца,
Проходчики горных пород!
- Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами.
Уголь в земле глубоко залегает. (Делают три приседания)
В шахтах его горняки добывают. (Имитация копания лопатой)
На смену в забой шахтерам пора
Уголек – антрацит поднимать нагора. (Выполняют наклоны вправо – влево)
Шахтеры, шахтеры на смену идут, (Маршируют на месте)
Нелегок, но очень почетен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх)
- Как и где по-вашему используется каменный уголь?
- Углем обогревают дома. Он используется как топливо на фабриках, железных дорогах. Уголь нужен для вырабатывания электроэнергии. Его сжигают в доменных печах, чтобы расплавить металл, а зола от угля используется в качестве удобрения и строительного материала.
- Для чего еще используют каменный уголь нам расскажет один необычный гость. Закрывайте глаза (произносятся слова):
Раз, два, три повернись
И в творческой мастерской очутись.
Дети открывают глаза, появляется художник.
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я такой?
- Как вы думаете, почему вы оказались у меня в мастерской?
- Каменный уголь является сырьем для изготовления красок.
- Так как уголь горит, чтобы Шарику было понятно, я предлагаю вам нарисовать пламя. (Дети рисуют пламя на пене для бритья)
- Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось?
- А что понравилось больше всего?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- Я для вас приготовила смайлики. Если вам понравилось занятие, и вы узнали на нем что – то интересное для вас, то возьмите веселый смайлик. А если нет, то возьмите грустный смайлик.