Цель: умение пересказывать сказку по схеме.
Задачи:
Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева "Яблоко", вылепить героев сказки из пластилина, рассказывание знакомых сказок по символам.
Методические приемы: организация образовательной ситуации, сюрпризный момент, вопросы, речевой образец, драматизация, валеологическая сказка, дидактическое упражнение, индивидуальные ответы детей, рассказывание по схеме, поощрение, рефлексия.
Оборудование: корзинка, салфетка, схема рассказывания, Д/упражнение "Много чего?" (картинки), магнитафон, теневой театр по сказке "Принцесса яблонь" (ширма. лампа, фигурки теневого театра), кусочки яблок на шпажке (по количеству детей), Д/игра "Чей хвост?", пластилиновый театр, сок, стаканчики.
Словарная работа: спросонок, лягнул, рассудил по справедливости, уму-разуму, рявкнул.
Сюрпризный момент
Воспитатель показывает детям корзинку, накрытую салфеткой, предлагает отгадать, что это? (Если не отгадают, предлагает пощупать. Дети пытаются отгадать, рассуждают, называют предмет (корзинка)
Воспитатель: Что в корзинку можно положить? (грибы, овощи, фрукты, ягоды, орехи и т.д.).
- Посмотрите на картинки и скажите: "много чего?" (Дети рассматривают картинки и называют: много грибов, много ягод и т.д.)
- Ребята, сегодня мы будем работать по сказке, а чтобы угадать название сказки, необходимо попробывать… (кусочки яблок на шпажке, дети пробуют, отгадывают: "яблоко")
Воспитатель обращает внимание на схему рассказывания, называет символические обозначения героев сказки, предлагает рассказать сказку "Яблоко" по символам. (Ребята рассказывают сказку, пользуясь схемой, сохраняя последовательность событий)
Физминутка "Чей хвост?"
По группе разложены хвостики животных. Дети двигаются, выполняют движения животных под музыку, по окончании музыки выбирают себе хвост, рассказывают про него: я - заяц, у меня заячий хвост, т.д.
Воспитатель: А теперь давайте покажем сказку с помощью пластилинового театра. (дети выбирают героев и показывают отрывок из сказки)
- А я знаю еще одну сказку о пользе яблока и хочу вам ее рассказать с помощью театра теней.
Текст
Жила на свете принцесса Помелла. Она никогда не капризничала, как другие принцессы, а целыми днями трудилась в саду. Прекрасный сад Помеллы был царством яблонь. Осенью по ее приказу за ограду сада выносили огромные корзины яблок, и ими угощались все жители королевства.
Король каждый день устраивал во дворце роскошные пиры. Огромные торты, пирожные и конфеты едва помещались на столах. После этих пиров все страдали от болей в желудке. Но через день боли забывались, и король с королевой снова бодро отдавали распоряжения поварам.
Король с каждым днем толстел и походил на настоящую бочку. С кровати его поднимали несколько слуг. Вскоре он серьезно заболел. Принялись лекари лечить короля сильными лекарствами, от которых у него началась чесотка. Тут у королевы резко подскочило давление, и министры начали болеть один за другим. Управлять королевством было некому. Тогда юная принцесса решительно посадила короля и весь его двор на строгую яблочную диету.
С утра она диктовала королевскому повару меню: "Завтрак - яблочный сок, обед - пюре из сырых яблок и яблочный чай, ужин - печеные яблоки". Король с королевой так ослабели, что у них не было сил возражать дочери, а министры во всем подражали королю. Помелла лечила больных отборными яблоками из своего сада, и через неделю король с королевой почувствовали себя лучше: прошли головные боли и отеки, снизилось давление, исчезли боли в сердце и печени. Яблочное меню помогло и министрам. Они помолодели и радовались непривычной легкости в теле.
Все поправились, но яблоки продолжали есть на завтрак, обед и ужин. Принцесса каждый день проводила яблочный совет, на котором рассказывала о чудесных свойствах яблок. Король тоже с восхищением слушал свою мудрую дочь и издал указ: "Объявляю яблоню священным деревом нашего королевства и приказываю всем подданным посадить ее возле своего дома. (Дети внимательно слушают сказку, понимают, что яблоки очень полезны для здоровья людей)
Подведение итогов
Воспитатель предлагает рассказать по схеме: "Что мы сегодня делали на занятии?" (ребята рассказывают по схеме, дополняют ответы друг друга)
Педагог угощает яблочным соком детей, напоминает о пользе яблок и продуктов, приготовленных из них. (дети радуются угощению, пьют сок, запоминают о пользе яблок)