Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Что за чудо – это черепаха!"

Цели:

  • развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности в процессе запоминания характерных признаков внешнего вида черепахи (тело покрыто панцирем);
  • в процессе наблюдения познакомить с типичным поведением черепах (медлительные, в случае опасности прячутся под панцирь);
  • воспитывать бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.

Оборудование: аквариум (коробка, камни, игрушка черепахи), лоток для черепахи, опилки, большой тазик для опилок, корм для черепахи: морковка (целая), маленькие терки, видео про черепаху.

Предварительная работа: за несколько недель до проведения данного занятия сообщить родителям о том, что каждому ребенку необходимо будет принести с собой маленькую игрушечную черепашку или изготовить самостоятельно из подручных средств.

Последующая работа: ухаживать за черепахой, кормить ее, убираться в аквариуме.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Сюрпризный момент, мотивация

 

Задача этапа: вызвать интерес к изучению черепахи, через проблемную ситуацию (нужно выяснить, почему перепутали камень и черепаху)

 

 

 

Основной этап

 

Задачи этапа:

Расширить представление о признаках черепахи, ее поведении.

Сфокусировать внимание детей на существенных признаках черепахи, ее поведении и учить составлять рассказ о черепахе.

 

Микровывод 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

Задача этапа:

Научить анализировать свою деятельность и подводить итоги

- Давайте посмотрим, какая погода за окном (воспитатель открывает жалюзи, на подоконнике стоит аквариум с камнями и черепахой)

- Ой, а это что такое? Давайте посмотрим! (Воспитатель с ребятами выкладывают на стол камни, вместе рассматривают их) Затем воспитатель вынимает игрушечную черепаху.

- Ребята, а что это? Камень?!

- Почему ее можно перепутать с камнем? Чем покрыто тело черепахи? 

- Давайте рассмотрим панцирь черепахи: «Положите ладонь сверху на панцирь. Попробуйте погладить черепаху по панцирю; надавите на него».

- Какой панцирь на ощупь? 

- Давайте все присядем и посмотрим на поведение черепахи (включить видео)

- Что делает черепаха?

 - Как передвигается черепаха? (быстро или медленно?)

- Если дотронуться до ног и головы черепахи, что она сделает?

- Давайте посмотрим (показать короткий видеоролик)

- Для чего нужен черепахе панцирь?

- Панцирь служит защитой от других животных.

- Расскажите мне, что вы сегодня узнали о черепахе? (спросить 2–3 человек)

- Ребята, после занятия каждый сможет подойти и рассказать мне, что он узнал про черепаху. Мне будет интересно послушать рассказ от каждого. 

- Представьте, что вы - черепаха. Черепаха, когда пугается, втягивает голову под панцирь. Но, черепаха наша любопытная. Она снова вытягивает шею. Смотрит в одну сторону, потом в другую.

Повторить 2-3 раза.

Черепашка, черепашка, в панцире живет. Высунет головку, обратно уберет.

 

- Как мы можем позаботиться о нашей черепашке? (у нас есть камни – из них можно построить домик)

(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на столе стоит ведро с опилками).

- Посмотрите, что это? (если не знают, назвать)

- Это опилки

- Для чего они нужны?

 

- Каждый из вас принес свою черепаху, давайте построим для них общий дом (поставить большой тазик, выдать опилки, камни) 

- Ребята, в аквариуме еще что-то есть. Что это?

- Может ли черепаха съесть морковку и листья салата, если их положить целиком?

Что надо сделать? 
- Посмотрите, я беру морковь и тру её на терке. (Дети наблюдают, потом выдать маленькие терки, и дети пробуют)

- Листья салата, чтобы не резать, можно порвать на маленькие кусочки (показать, дети повторяют, кладут в аквариум к черепахе)

- Теперь можно кормить черепашку?
- Чем мы сегодня занимались на занятии? 

- Как нужно ухаживать и заботиться о черепахе? 

- Будете дальше ухаживать за нашей черепашкой?

- После занятия я с удовольствием послушаю ваши рассказы о черепахе.

Слушают, наблюдают.

 

 

Наблюдают

 

Выкладывают камни на стол, разглядывают их

 

Наблюдают, анализируют, приходят к выводу, что это черепаха.

- похожа на камень, черепаха носит панцирь.

 

Наблюдают, обследуют панцирь, делают выводы

Отвечают предложением, что панцирь очень твердый. Он гладкий, блестящий, с узором, похож на камень. Обследуют, делают выводы.

 

Наблюдают за поведением черепахи

 

- Ходит, ползает, анализируют

Отвечают предложением, что черепаха ходит медленно

 Предполагают

 

Наблюдают, анализируют, обобщают, делают выводы - она втянула голову и ноги в панцирь, спряталась; в ролике на нее нападало животное, и черепаха спряталась в панцирь.

Ребята отвечают 2-3 предложения, что они узнали и запомнили о черепахе.

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

- Анализируют, отвечают - покормить, дать воды, положить в домик…

 

 

Предполагают, рассматривают опилки, трогают их, анализируют. 

 

- Можно насыпать в коробку, чтобы черепахе было мягко, тепло лежать в домике. Анализируют, делают выводы.                  

Насыпают опилки в тазик, раскладывают камни, играются черепахами в тазике.

 

- Морковь, листья

 

- Нет

 

- Потереть, порезать морковку, салат

Наблюдают, желающие пробуют потереть морковь на терке.

 

Наблюдают, рвут на кусочки

 

 

- Да, кладут еду в аквариум к черепахе

 

- Изучали черепаху, строили домик для черепашек, кормили черепаху, трогали…

- Нужно ее кормить, еду на маленькие кусочки порезать, ухаживать за домиком…

- Да, кладут черепаху в домик.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!