Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром "Наша гостья – черепаха!"

Для детей средней группы.

Цель: знакомство детей с сухопутной черепахой, особенностями строения ее тела и жизнедеятельностью.

Задачи:

  • Формировать представление детей о черепахе, особенностях существования.
  • Способствовать у детей закреплению представления о черепахе как о живом существе.
  • Закреплять название и функционал частей тела черепахи.
  • Познакомить с правилами ухода за домашней сухопутной черепахой.
  • Закреплять умение дифференцировать понятия "фрукты" и "овощи".

Материал: контейнер с черепахой, муляжи фруктов и овощей, корм.

Ход занятия

I. Вводная часть

Воспитатель приглашает детей на ковер и произносит приветствие:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся".

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением. Молодцы! А теперь все садитесь на свои стульчики.
- Сегодня к нам на занятие придет необычная гостья. А для того, чтобы узнать, кто же к нам придет, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Домик мой везде со мной.
Он устроен за спиной.
По песку я не бегу,
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
А кто я ... (Черепашка)

- Молодцы ребята, действительно, сегодня к нам в гости пришла черепашка, которая живет в нашем детском саду. (Воспитатель вносит в группу контейнер с сухопутной черепахой)

Черепахи в контейнереЧерепахи в контейнере

II. Основная часть занятия

1. Наблюдение и беседа

- Ребята, аккуратно подойдите к контейнеру и посмотрите на нашу гостью. Не кричите, чтобы не испугать ее.
- Назовите части тела черепахи? (туловище, покрытое панцирем, голова, короткие сильные лапы, хвост)

- Ребята, как вы думаете, на что похож панцирь черепахи? Как вы думаете, для чего нужен панцирь? (Панцирь очень прочный, как камень, он надежно защищает черепашку от врагов, от ранений). В случае опасности черепаха прячется в свой панцирь)
- Чем покрыта кожа черепахи? (чешуей, шея в складках кожи)

- Какие глаза? Для чего нужны? (маленькие, круглые, чтобы видеть)
- Что с боку на голове? (слуховые отверстия)
- Для чего? (Слух у черепах очень хорошо развит, поэтому, чтобы нашей гостье было хорошо у нас, нельзя шуметь)
- На что похож рот у черепах? (Клюв заменяет черепахам зубы. Именно им животные измельчают и откусывают пищу. Язык у животных короткий, никогда не высовывается. Он нужен только для проглатывания пищи)

- Есть ли нос? Для чего?
- Что есть на лапах? (когти) Сколько их? (по 4 на каждой лапе)
- На что похожи когти? Зачем когти? (на грабли, отталкиваться, рыть, искать пищу)

- А еще, ребята, когти помогают черепахам закапывать яйца, из которых появляются ее детеныши. Черепахи откладывают яйца в ямку и закапывают их. Если было холодно, то рождаются мальчики, а если тепло, то девочки.
- Есть ли хвост? Как он выглядит? (Маленький, во время опасности животное его прячет под панцирь)

- Как передвигается черепаха? Давайте подумаем, почему черепаха медленно передвигается? (лапы короткие, а панцирь тяжелый)
- Как вы думаете, что нужно делать, чтоб черепахи хорошо себя чувствовали? (нужно содержать жилище в чистоте, кормить разнообразной пищей, менять воду, мыть)

- Наша черепашка живет на суше, поэтому она называется сухопутная. Но иногда ее нужно купать в теплой воде. Если черепахе понравится у нас в гостях, то в следующий раз мы с вами вместе искупаем нашу гостью.

2. Физкультминутка "Черепашка"

Черепашка утром рано (дети открывают и закрывают глаза)
Встала с мягкого дивана. (встают рядом со своим стульчиком)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)

И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что-то в сумку)

По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное)

Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)

Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок-другой (изображают, что спят)
Медленно пришла домой. (открывают глаза и садятся на свои места)

3. Дидактическая игра "Фрукты и овощи"

Цель: Закрепление понятий "фрукты" и "овощи", умение дифференцировать их.
- Ребята, а как вы думаете, чем питается наша черепашка?

- Сухопутная черепаха питается фруктами и овощами, травой. Я предлагаю вам поиграть в игру и разделить фрукты и овощи на две корзинки. А потом мы с вами накормим нашу черепашку!
- Ребята, по очереди выходим ко мне, из большой тележки достаем один предмет и кладем его либо в это корзинку – с овощами, либо в эту – с фруктами.

4. Кормление черепахи

- Итак, ребята, чем же питается наша черепаха? Правильно, овощами и фруктами. Я предлагаю накормить нашу гостью угощениями. Аккуратно подходим к контейнеру по одному и кладем угощение в миску.

III. Подведение итогов и рефлексия

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Кто был нашей гостьей сегодня?
- Что нового и интересного вы узнали про черепаху сегодня на занятии?
- Что вам больше всего понравилось делать?

- Нашей гостье пора домой. Пригласим ее к нам еще раз?
- Давайте попрощаемся с черепахой. (Воспитатель убирает контейнер)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!