Конспект занятия в старшей группе по венгерской народной сказке "Два жадных медвежонка"

Цель:

  • познакомить детей со сказкой "Два жадных медвежонка";
  • сформировать у детей знания о понятиях: "жадность", "щедрость";
  • учить детей пересказывать сказку "Два жадных медвежонка" по картинкам;
  • воспитывать определенную позицию к проявлению жадности, умение делиться.

Оборудование: книга, иллюстрации к сказке 11 штук, маски 2 медведей и лисы, пластилин, стеки.

Ход занятия

Мотивация
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о каком сказочном герое мы будем говорить на занятии.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Назовите их пожалуйста. (Три медведя, Маша и медведь, Мужик и медведь, Теремок...)

- Я познакомлю вас сегодня с новой сказкой, называется она "Два жадных медвежонка". Вы внимательно слушайте сказку. А потом ответите мне на вопрос – почему медвежата поссорились?

В одном густом лесу жила семья медвежья: мама медведица и два сыночка медвежонка. Когда они подросли, отправились по белому свету счастья искать. Медведица им велела дружно жить и друг с другом не расставаться. Долго они бродили по белому свету, но припасы у них кончились, есть им стало нечего. Шли они голодные и печальные. И вдруг увидели около пенька большущий кусок сыра.

Хотели они поделить его поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат. Каждый боялся, что другому больше достанется. Чуть не подрались братья. И тут из-за деревьев появилась лиса. О чем вы спорите? - спросила она. Медвежата рассказали ей о своей беде.

- Я вам помогу! - ответила лиса. Лиса разделила сыр на две части.
- Этот кусок больше! – закричали медвежата.

- Вижу, вижу. Сейчас уравняю. Она откусила от большего куска, но опять куски были не одинаковые. И так лиса кусала до тех пор, пока не наелась, а кусочки сыра остались маленькими, но зато одинаковыми. Она вручила их голодным медвежатам, а убегая им крикнула: "Зато каждый из вас получил столько же, сколько и другой!"

Медвежата и лисаМедвежата и лиса

Воспитатель: Итак, ребята, почему же поссорились медвежата? (Не смогли поделить сыр)
- Что вам показалось в сказке смешным?
- Какая лиса в сказке? Охарактеризуйте ее. А медвежата? Объясните, почему их так описали? (хитрая, жадная)

- Ребята, что высмеивается в сказке? (медвежата, они жадные)
- Как вы понимаете, что значит быть жадным? (не делишься с другими)

- Если жадным быть плохо, то каким быть хорошо? Назовите понятие, противоположное понятию "жадный". (Добрый, щедрый)

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили, (имитируя ходьбу медвежат)
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили.

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали, (качание руками в стороны)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.

Быстро с дерева слезали
Носы от пчел защищали,
Вот так, вот так. (отмахиваются ладошками у своего лица)
Носы от пчел защищали.

Пересказ и инсценировка сказки

Воспитатель: Давайте перескажем эту сказку. Я выдам по картинке, а вы должны сначала встать так, чтобы не нарушился ход сказки. А потом рассказать о картинке, которую я вам выдала. (Анализируют, по очереди пересказывают)

- Дети, а хотите попробовать себя в роли медвежат и лисы? (Выбираю троих детей, которые не участвовали ранее, надеваю маски животных. Играют по ролям, остальные дети наблюдают)

Придумывание концовки сказки

Воспитатель: Сказка закончилась печально. Медвежата остались голодными. Вам их жалко? (да!)
- А давайте мы с вами придумаем другую концовку сказки, чтобы она закончилась хорошо
- Я предлагаю Вам превратиться в медвежат и лису и подумать, чтобы вы сделали если бы нашли головку сыра?

Предлагают варианты концовки:

  • Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр и она поделила сыр на всех поровну.
  • Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова.
  • Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше.
  • Ьратья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну.

Воспитатель: Какие интересные концовки сказки у вас получились!
- Ребята, а вы умеете делиться?
- Если бы вы были одним из медвежат, то смогли бы поровну разделить сыр?

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Возьмите по кусочку желтого пластилина, скатайте шар и слегка сплющите его с боков.
- Теперь возьмите стеки и разделите ваш "сыр" на две равные части для себя и для "своего брата Медвежонка". (Каждый ребенок получает кусочек пластелина, лепит круглый сыр, делит его пополам и отдает другому ребенку)

Воспитатель: Получилось разделить "сыр" поровну? (да!)
- Тогда угостите половинкой вашего сыра другого "Медвежонка".
- Какие щедрые дети у нас в группе! Как хорошо вы умеете делиться...

Рефлексия

- Давайте вспомним, как называется сказка, которую мы сегодня читали? ("Два жадных медвежонка")
- Чему учит нас эта сказка? (жадным быть плохо, а щедрым - хорошо)
- И мы, наверное, с вами тоже хорошо запомнили, что жадничать нельзя, нужно быть щедрым и уметь делиться!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!