Цель: воспитывать интерес и любовь к литературе, развивать литературную речь.
Задачи:
Материалы и оборудование: загадки, пословицы и поговорки, наглядный материал, компьютер.
Методы и приемы:
Практические: игровые;
Наглядные: рассматривания, просмотр видеозаписи;
Словесные: вопрос-ответ, упражнения.
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Организационный момент Воспитатель проговаривает скороговорку: …Муха – горюха, села на ухо… |
Дети обращают внимание на воспитателя, присоединяются к ней и все вместе повторяют скороговорку. |
Отгадывание загадок Задает детям загадки. Задает вопросы. |
Дети слушают загадки, дают ответы: Шел, шел без дорог где шел, там и лег. до весны пролежал, а весной побежал…
Стоит Аленка, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан…
Кто за печкою поет, Спать мне ночью не дает… Отвечают на вопросы педагога: - Зачем людям загадки? (для развития мышления) - На какие жанры произведений они похожи? (на стихи) - Какие жанры произведений вы знаете? (сказки, рассказы, пословицы, поговорки) - Какие бывают стихи по размеру? (короткие и длинные) - Как еще можно сказать? (маленькие и большие) |
«Большие и малые формы» Предлагает детям назвать жанры произведений больших и малых форм. |
Дети перечисляют произведения. малые формы: потешки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, басни, короткие сказки; большие формы: рассказы, сказки, сказки в стихах и т.д. |
Упражнение «Скажи по – другому» Вывешивает на доске поговорки, предлагает детям объяснить смысл поговорок. |
Воспитанники рассматривают и читают поговорки: Водой не разольешь… Дрожит, как осиновый лист… Одна нога здесь, другая там… Как гром среди ясного неба… Морочить голову… Бросать слова на ветер… Объясняют смысл каждой поговорке, например: Как гром среди ясного неба… - «неожиданно» |
Динамическая пауза Игра малой подвижности «Кострома» |
Дети выбирают водящего, с помощью считалки. Водящий встает в центр круга, дети вокруг него. Дети идут по кругу. говорят слова: Дети: - Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Водящий отвечает: - Нет меня дома! Дети: - Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете? - Пошла в погреб и упала… Дети: - Ай- ай-ай – ай! Ну лечись, лечись, лечись. - Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете? - Собралась блинов испечь.. Дети: Дай отведать… - Не дам! Дети: У…Жадина! - Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете? - Напекла блинов, да и объелась! Дети: Так тебе и надо! - Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете? - Собралась помирать, да передумала, буду вас догонять! (Водящий старается засалить детей, дети должны быстро присесть) |
Крылатые фразы Воспитатель предлагает вниманию детей несколько «крылатых фраз» и дает задание придумать предложение с этими фразами. |
Дети зачитывают выражения: Провалиться сквозь землю… Льет, как из ведра… Повесить голову… Во весь дух… Придумывают предложения. Например: Мне было грустно и я повесил голову. |
Пословицы Педагог раздает детям карточки с пословицами. Задает детям вопросы. |
Дети зачитывают пословицы: Не спеши языком, поспеши делом… Всякое дело мастера боится… Не рой другому яму, сам в нее попадешь… Глупые ссорятся, а умные договариваются… Друзья познаются в беде... Дети объясняют смысл пословиц, повторяют их и помещают в «копилку пословиц» Отвечают на вопросы: - Что такое пословица? (народная мудрость) - Какие качества человека высмеивают пословицы? (лень, трусость и т.д.) - А чему учат пословицы? (труду, добру, дружбе) - Про каких людей говорят: Ухом не ведет… Что в лоб, что по лбу.. Ноль внимания… Спустя рукава…? (ленивых, невнимательных) - О каких людях пословица: Кто хочет, тот все может…? (о трудолюбивых людях, о людях, которые доводят дело до конца) |
Просмотр мультфильма «Большой друг» Задает детям вопросы. |
Воспитанники смотрят мультфильм, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы: - Какого героя можно назвать большим другом? - Каким другом оказался Бегемот? - Какая пословица подойдет к характеру Бегемота? Друзья познаются в беде… |
Рефлексия Задает детям вопрос. Предлагает выучить скороговорку.
|
Дети отвечают на вопрос: - Какие упражнения помогают нам развивать речь? (скороговорки) Повторяют вместе с педагогом скороговорку: Черной ночью черный кот, Прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи–ка там кота… В медленном темпе, быстром, громким голосом и шепотом. |