План-конспект ООД "Литературный калейдоскоп"

Цель: воспитывать интерес и любовь к литературе, развивать литературную речь.

Задачи:

  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность;
  • побуждать к использованию в речи фольклора, показать значение родного языка в формировании основ нравственности;
  • продолжать развивать интерес к художественной литературе;
  • формировать умение спокойно отстаивать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: загадки, пословицы и поговорки, наглядный материал, компьютер.

Методы и приемы:

Практические: игровые;

Наглядные: рассматривания, просмотр видеозаписи;

Словесные: вопрос-ответ, упражнения.

Проведение ООДПроведение ООД

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Организационный момент

Воспитатель проговаривает скороговорку:

…Муха – горюха, села на ухо…

Дети обращают внимание на воспитателя, присоединяются к ней и все вместе повторяют скороговорку.

Отгадывание загадок

Задает детям загадки.

Задает вопросы.

Дети слушают загадки, дают ответы:

Шел, шел без дорог

где шел, там и лег.

до весны пролежал,

а весной побежал…

 

Стоит Аленка, платок зеленый,

тонкий стан, белый сарафан…

 

Кто за печкою поет,

Спать мне ночью не дает…

  Отвечают на вопросы педагога:

- Зачем людям загадки? (для развития мышления)

- На какие жанры произведений они похожи? (на стихи)

- Какие жанры произведений вы знаете? (сказки, рассказы, пословицы, поговорки)

- Какие бывают стихи по размеру? (короткие и длинные)

- Как еще можно сказать? (маленькие и большие)

«Большие и малые формы»

Предлагает детям назвать жанры произведений больших и малых форм.

Дети перечисляют произведения.

малые формы: потешки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, басни, короткие сказки;

большие формы: рассказы, сказки,  сказки в стихах и т.д.

Упражнение «Скажи по – другому»

Вывешивает на доске поговорки, предлагает детям объяснить смысл поговорок.

Воспитанники рассматривают и читают поговорки:

Водой не разольешь…

Дрожит, как осиновый лист…

Одна нога здесь, другая там…

Как гром среди ясного неба…

Морочить голову…

Бросать слова на ветер…

Объясняют смысл каждой поговорке, например:

Как гром среди ясного неба… - «неожиданно»

Динамическая пауза

Игра малой подвижности «Кострома»

Дети выбирают водящего, с помощью считалки.

Водящий встает в центр круга, дети вокруг него.

Дети идут по кругу. говорят слова:

Дети: -  Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома?

Водящий отвечает:

- Нет меня дома!

Дети: - Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете?

- Пошла в погреб и упала…

Дети: - Ай- ай-ай – ай! Ну лечись, лечись, лечись.

- Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете?

- Собралась блинов испечь..

Дети: Дай отведать…

- Не дам!

Дети: У…Жадина!

- Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете?

- Напекла блинов, да и объелась!

Дети: Так тебе и надо!

- Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема. Стук – бряк в ворота, Костромушка дома? Че делаете?

- Собралась помирать, да передумала, буду вас догонять!

(Водящий старается засалить детей, дети должны быстро присесть)

Крылатые фразы

Воспитатель предлагает вниманию детей     несколько «крылатых фраз» и  дает задание придумать предложение с этими фразами.

Дети зачитывают выражения:

Провалиться сквозь землю…

Льет, как из ведра…

Повесить голову…

Во весь дух…

Придумывают предложения. Например: Мне было грустно и я повесил голову.

Пословицы

Педагог раздает детям карточки с пословицами.

Задает детям вопросы.

Дети зачитывают пословицы:

Не спеши языком, поспеши делом…

Всякое дело мастера боится…

Не рой другому яму, сам в нее попадешь…

Глупые ссорятся, а умные договариваются…

Друзья познаются в беде...

Дети объясняют смысл пословиц, повторяют их и помещают в «копилку пословиц»

Отвечают на вопросы:

- Что такое пословица? (народная мудрость)

- Какие качества человека высмеивают пословицы? (лень, трусость и т.д.)

- А чему учат пословицы? (труду, добру, дружбе)

- Про каких людей говорят:

Ухом не ведет…

Что в лоб, что по лбу..

Ноль внимания…

Спустя рукава…? (ленивых, невнимательных)

- О каких людях пословица:

Кто хочет, тот все может…? (о трудолюбивых людях, о людях, которые доводят дело до конца)

Просмотр мультфильма «Большой друг»

Задает детям вопросы.

Воспитанники смотрят мультфильм, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:

- Какого героя можно назвать большим другом?

- Каким другом оказался Бегемот?

- Какая пословица подойдет к характеру Бегемота?

Друзья познаются в беде…

Рефлексия

Задает детям вопрос.

Предлагает выучить скороговорку.

 

Дети отвечают на вопрос:

- Какие упражнения помогают нам развивать речь? (скороговорки)

Повторяют вместе с педагогом скороговорку:

Черной ночью черный кот,

Прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота.

Отыщи–ка там кота…

В медленном темпе, быстром, громким голосом и шепотом.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!