Цель экскурсии: познакомить детей старшей разновозрастной группы с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Задачи:
Активизация словаря:
Методы и приемы: игровая ситуация "Экскурсия по селу", художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Предварительная работа:
Воспитатель: Ребята, как называется село, в котором мы живем?
Дети: Новая Таволжанка.
Воспитатель: А вы любите наше село?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем оно вам нравится? Скажите, какое оно?
Дети: Красивое, живописное, большое, замечательное.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по улицам нашего замечательного села. Ведь совсем скоро наши ребята пойдут в школу. И им надо будет преодолеть огромный путь, чтобы попасть в учебное заведение. Так как наше село очень большое, то мы с вами поедем на автобусе. И потом, выйдя из автобуса, мы пройдем тем безопасным маршрутом, которым вы будете скоро ходить в школу. Но чтобы путешествовать, надо знать правила поведения и на дороге, и в транспорте.
- Как только вы выходите из дома на улицу, вы сразу становитесь участником дорожного движения.
- А если вы идете по дороге пешком, то вы кто?
Дети: Пешеходы.
Воспитатель: Если вы едите в автобусе или в автомобиле, вы кто?
Дети: Пассажиры.
Воспитатель: Того, кто управляет каким – либо транспортным средством, называют?
Дети: Водителем.
Воспитатель: Улица – включает в себя дороги, парки, жилые дворы. Дорога – место для движения транспорта. Она может иметь несколько проезжих частей, тротуары, обочину и разделительные полосы.
- На какой улице находится наш детский сад?
Дети: Песчаная.
Воспитатель: Вот по ней и пойдем, а чего не хватает на этой дороге?
Дети: Тротуара. (Дети в сопровождении воспитателя и члена совета родителей движутся к остановке общественного транспорта)
Воспитатель: Как мы движемся по дороге, где нет тротуара?
Дети: По правой стороне
Воспитатель: Тротуар – моя дорога!
Пешеходов мало ль, много,
Но держаться все должны
Только правой стороны.
Воспитатель: Ребята, мы подходим к остановке, но нам нужно перейти на другую сторону дороги. Что мы будем делать, если нет пешеходного перехода?
Дети: Нужно посмотреть налево, убедиться, что поблизости нет машин, потом посмотреть направо и быстро переходить улицу.
Воспитатель: А пока мы ждем автобус, давайте с вами еще раз вспомним и повторим правила поведения в общественном транспорте.
Дети: Входить в транспорт спокойно, не отталкивая других пассажиров.
В салоне автобуса не бегать, не играть, не мешать другим, не кричать.
Если есть свободное место, сесть или посадить маму и сесть к ней на колени.
Если нет свободного места, нужно удобно и устойчиво встать и крепко держаться руками за поручень.
Нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь предметы.
Воспитатель: Не отвлекать водителя. А то, что может случиться?
Дети: Авария.
Воспитатель: В автобусе много людей, вам нужно пройти. Что вы должны сказать?
Дети: Простите, можно я пройду к выходу.
Воспитатель: Как вы думаете, почему неприлично громко говорить в автобусе?
Дети: Громкие разговоры мешают сидящим пассажирам и отвлекают от дороги водителя.
Воспитатель: А вы все соблюдаете правила поведения?
Дети: Да. (Дети в сопровождении взрослых садятся в автобус и едут в центр села)
Воспитатель: Вот мы и приехали в центр нашего села. Давайте посмотрим на наш маршрут и определим наш дальнейший путь. Посмотрите, ребята, что вы видите вокруг себя? Здесь много домов на улице, все они разные: высокие, низкие, в одних домах живут люди (показать). В других, люди работают, это - магазины, больница, аптека, дом культуры.
- По проезжей части улицы едут разные машины. Дети, какие машины вы видите на дороге?
Дети: Грузовые, легковые.
Воспитатель: Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины, машины.
- Часть дороги, по которой едут машины, называется проезжая часть, и по проезжей части людям ходить строжайше запрещается.
Воспитатель: А для кого предназначены тротуары?
Дети: Для пешеходов.
Воспитатель: Тротуар - для пешеходов, Здесь машинам нет хода! Мы идем по улице, значит, мы тоже будем пешеходами. Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара. Посмотрите, ребята, какие вы видите дорожные знаки, назовите их.
Дети: Искусственная неровность, внимание дети, ограничение скорости. (Воспитатель подводит детей к перекрестку и предлагает понаблюдать за движением транспорта)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, впереди поворот, водитель включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И, прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево.
- Мы сейчас будем переходить дорогу.
- Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу?
Дети: На дороге нарисованы широкие бело-желтые полосы.
Воспитатель: А что это за полосы, как их еще называют?
Дети: Зебра.
Воспитатель: Ребята, а почему пешеходную дорожку назвали зеброй?
Дети: Потому что она полосатая.
Воспитатель: Полосатая лошадка, ее "зеброю" зовут,
Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (пешеходный переход)
- Правильно, а еще как можно определить место перехода?
Дети: По знаку, на нем нарисован шагающий человек. (ребенок показывает знак)
Воспитатель: Этот дорожный знак указывает, что только в этом месте пешеходы могут переходить дорогу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными.
- При переходе через улицу важно быть внимательным, не отвлекаться.
- А теперь давайте попробуем перейти улицу. (Дети парами переходят проезжую часть)
- Улицу дети нужно переходить спокойно, шагом. Если улица с двусторонним движением, то, прежде чем сойти с тротуара, нужно посмотреть налево и убедиться, что улица свободна – машины остановились, затем, дойти до середины улицы, посмотреть направо - нет ли машин. Только после этого можно переходить на другую сторону. Когда переходишь улицу, нужно обязательно крепко держаться за руку мамы или папы и переходить только с ними.
- Ответственная работа у водителя. Управляя своей машиной, он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофоров, пешеходами. Кроме того, он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов.
- Самый опасный участок дороги мы с вами преодолели, но это не значит, что мы не должны быть внимательны, ведь наш безопасный путь в школу еще не окончен. Впереди у нас путь по тротуару, затем снова небольшой, оживленный участок проезжей части дороги, он конечно менее опасный, но мы должны с вами четко знать и соблюдать правила дорожного движения.
- Какое главное правило для детей мы еще с вами не вспомнили?
Дети: Играть, кататься на велосипеде, самокате, роликах можно только в строго отведенных для этого местах, вдали от дороги.
Воспитатель: Ребята, что вы видите впереди?
Дети: Сквер.
Воспитатель: Да, совсем недавно, этот сквер создали для нас люди, которые хотят, чтобы наше село стало еще красивее и современнее. Посмотрите, что здесь есть?
Дети: Клумбы, деревья, скамейки, дорожки.
Воспитатель: И что особенно важно для современных людей – зона Интернета Wi-Fi. Ребята, а как нужно вести себя в этом прекрасном уголке, созданном человеком?
Дети: Не сорить, не ломать, беречь и помогать ухаживать за растениями.
Воспитатель: Молодцы, ребята, если вы действительно будете делать все, как вы сказали, то вы вырастите настоящими таволжанами, достойными жителями своего села.
Вот мы и пришли, это большое здание и есть школа, наша экскурсия подошла к концу, мы с вами проделали путь от детского сада к школе, надеюсь, что он для вас всегда будет безопасным.