Вид игры: сенсорная с речевыми и математическими элементам, рассчитана для детей младшего и среднего возраста (3 - 5 лет).
Цель: закрепление знаний о цвете, размере, количестве предметов, об их положении в пространстве, обогащение словарного запаса математическими терминами
Игровая задача: ребенку предлагается поиграть с матрешкой, выполнив все задания большой матрешки, и получить приз в случае правильного выполнения всех заданий.
Дидактические задачи:
Данную игру можно использовать:
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста, если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.
В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Игра "Матрешки" состоит из 7 матрешек, на каждой из которых находятся застежки, разные по своему назначению: замок - молния, липучки, шнуровка, пуговицы, тесьма для завязывания бантиков, застежка, кнопка. Для поощрения детей распечатанные смайлики или матрешки.
Каждая матрешка соответствует определенному цвету радуги: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая. При работе – игре с матрешками, разными по цвету у ребенка закрепляется чувство цвета; закрепляется умение застегивать матрешку на определенную застежку.
Закрепляется зрительное и осязательное восприятие геометрической фигуры и зрительное восприятие цифры: внутри находится определенная геометрическая фигура с наклеенной соответствующей цифрой; закрепляется ориентировка на плоскости: понятия в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, правом верхнем углу, в середине.
При игре с красной матрешкой у ребенка развивается умение застегивать замок – молнию; закрепляется восприятие квадрата и цифры 7.
При игре с оранжевой матрешкой закрепляется навык прилеплять липучки: внутри находится прямоугольник с цифрой 6.
Желтая матрешка формирует навык завязывать шнурки: внутри находится круг с цифрой 5
Зеленая матрешка развивает умение застегивать крючки: внутри трапеция с цифрой 4
Голубая матрешка закрепляет умение застегивать пластиковую застежку -вставку: внутри овал и цифра 3
Синяя матрешка закрепляет навык застегивать пуговицы: внутри ромб и цифра 2
Фиолетовая матрешка закрепляет навык застегивать кнопки: внутри треугольник и цифра 1
В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. На столе раскладываются матрешка и мешочек с декоративными украшениями: пуговки, бусинки, и т. д. Предложить ребенку собрать матрешку по возрастанию и по цвету радуги, тот ребенок, кто справится с заданием правильно и первым, тот является победителем. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.
В игре участвуют 2-5 человек или индивидуально. Д/И "Какой матрешки не стало". На столе выкладываются 5 матрешек, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну матрешку, дети по очереди должны сказать какой матрешки не хватает. Тот ребенок, который назовет больше правильных ответов, тот выиграл в игре. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.
В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. Д/и "Матрешки поменялись местами". На столе стоят 5 матрешек в определенной последовательности. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами матрешек, каждый ребенок по очереди ставит матрешки так, как они стояли в начале игры. Игра начинается с 3 матрешек. Количество матрешек можно увеличивать соответственно возрасту до 7.
Выиграет тот ребенок, который правильно разместит матрешки на столе. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.
В конце игры подсчитывается количество смайликов у каждого ребенка (если в игре участвовало несколько человек) и тот, у кого их больше, объявляется победителем. Если участник игры один ребенок, то он объявляется победителем, т.к. выполнил все задания большой матрешки.
Осваивая игру с матрешками, ребенок развивает мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
Активизируется словарный запас, развивается речевая активность детей, закреплять понятия "большой – маленький", "один – много", "самый высокий", "Самый маленький", "выше", "ниже"; умение различать вопросы "Сколько?", "Который?" "Какой?" и правильно отвечать на них.
Благодаря данной игре развивается умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.