Дидактическая игра для дошкольников "Матрешка"

Вид игры: сенсорная с речевыми и математическими элементам, рассчитана для детей младшего и среднего возраста (3 - 5 лет).

Цель: закрепление знаний о цвете, размере, количестве предметов, об их положении в пространстве, обогащение словарного запаса математическими терминами

Игровая задача: ребенку предлагается поиграть с матрешкой, выполнив все задания большой матрешки, и получить приз в случае правильного выполнения всех заданий.

Дидактические задачи:

  • Развивать мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
  • Активизировать словарный запас, развивать речевую активность детей, закреплять понятия "большой – маленький", "один – много", "самый высокий", "Самый маленький", "выше", "ниже"; умение различать вопросы "Сколько?", "Который?" "Какой?" и правильно отвечать на них;
  • Развивать умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величин.

МатрешкиМатрешки

Методические указания к игре

Данную игру можно использовать:

  • На занятиях по познавательному развитию (математическое направление), по речевому развитию.
  • В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий и в индивидуальной работе с детьми.
  • В самостоятельной игровой деятельности детей.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста, если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе.

В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Дидактический материал

Игра "Матрешки" состоит из 7 матрешек, на каждой из которых находятся застежки, разные по своему назначению: замок - молния, липучки, шнуровка, пуговицы, тесьма для завязывания бантиков, застежка, кнопка. Для поощрения детей распечатанные смайлики или матрешки.

Каждая матрешка соответствует определенному цвету радуги: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая. При работе – игре с матрешками, разными по цвету у ребенка закрепляется чувство цвета; закрепляется умение застегивать матрешку на определенную застежку.

Закрепляется зрительное и осязательное восприятие геометрической фигуры и зрительное восприятие цифры: внутри находится определенная геометрическая фигура с наклеенной соответствующей цифрой; закрепляется ориентировка на плоскости: понятия в левом нижнем углу, левом верхнем углу, в правом нижнем углу, правом верхнем углу, в середине.

При игре с красной матрешкой у ребенка развивается умение застегивать замок – молнию; закрепляется восприятие квадрата и цифры 7.
При игре с оранжевой матрешкой закрепляется навык прилеплять липучки: внутри находится прямоугольник с цифрой 6.
Желтая матрешка формирует навык завязывать шнурки: внутри находится круг с цифрой 5

Зеленая матрешка развивает умение застегивать крючки: внутри трапеция с цифрой 4
Голубая матрешка закрепляет умение застегивать пластиковую застежку -вставку: внутри овал и цифра 3
Синяя матрешка закрепляет навык застегивать пуговицы: внутри ромб и цифра 2
Фиолетовая матрешка закрепляет навык застегивать кнопки: внутри треугольник и цифра 1

Игровые правила

В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. На столе раскладываются матрешка и мешочек с декоративными украшениями: пуговки, бусинки, и т. д. Предложить ребенку собрать матрешку по возрастанию и по цвету радуги, тот ребенок, кто справится с заданием правильно и первым, тот является победителем. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.

В игре участвуют 2-5 человек или индивидуально. Д/И "Какой матрешки не стало". На столе выкладываются 5 матрешек, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну матрешку, дети по очереди должны сказать какой матрешки не хватает. Тот ребенок, который назовет больше правильных ответов, тот выиграл в игре. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.

В игре участвуют 2-3 человека или индивидуально. Д/и "Матрешки поменялись местами". На столе стоят 5 матрешек в определенной последовательности. Дети закрывают глаза, педагог меняет местами матрешек, каждый ребенок по очереди ставит матрешки так, как они стояли в начале игры. Игра начинается с 3 матрешек. Количество матрешек можно увеличивать соответственно возрасту до 7.

Выиграет тот ребенок, который правильно разместит матрешки на столе. Если в игре участвует один ребенок, то за выполненное правильно задание ему дается в качестве поощрения распечатанный смайлик или матрешка.

Игровые действия детей

  1. Сравнить матрешки, используя прием приложения. Перед детьми матрешки лежат вразброс. Предложить выстроить матрешек в ряд по высоте, начиная с самой маленькой (низкой) или с самой большой (высокой), проговаривая выполняемые действия, употребляя слова: самая высокая, пониже, еще ниже, средняя, самая низкая (в начале игры, если ребенок не может правильно расставить матрешек- прикладывает их поочередно друг к другу).
  2. Разместить и изменять расположение матрешек на столе. Дети называют место расположения матрешек. Например, желтая матрешка находится в середине стола, а синяя в левом нижнем углу и так далее.
  3. Предложить детям назвать расположение геометрических фигур и цифр. Например, красный квадрат находится в середине. Меняем матрешки местами и так далее.
  4. Предложить детям выбрать только такие фигуры, которые изображены на матрешке. Закрепить фигуру на матрешке с обратной стороны; проговорить свои действия.
  5. Предложить детям украсить матрешку определенным количеством предметов (декоративные пуговки различной величины, разнообразные геометрические фигуры, разнообразные декоративные украшения. Предметы можно заменять и дополнять), назвать предметы, которыми украсили, и сосчитать их. Предметы находятся в специальной мешочке, который идет в комплекте с дидактической игрой "Матрешка"
  6. Предложить детям выложить то количество предметов, которое соответствует цифре, изображенной на матрешке. Предметы находятся в специальной мешочке, который идет в комплекте с дидактической игрой "Матрешка" (декоративные пуговки различной величины, разнообразные геометрические фигуры, разнообразные декоративные украшения. Предметы можно заменять и дополнять).

Результат игры

В конце игры подсчитывается количество смайликов у каждого ребенка (если в игре участвовало несколько человек) и тот, у кого их больше, объявляется победителем. Если участник игры один ребенок, то он объявляется победителем, т.к. выполнил все задания большой матрешки.

Осваивая игру с матрешками, ребенок развивает мелкую моторику кистей рук, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета, из которых состоит матрешка.
Активизируется словарный запас, развивается речевая активность детей, закреплять понятия "большой – маленький", "один – много", "самый высокий", "Самый маленький", "выше", "ниже"; умение различать вопросы "Сколько?", "Который?" "Какой?" и правильно отвечать на них.

Благодаря данной игре развивается умение устанавливать размерные отношения между 5-7 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.

Размер:
20.26 Kb
Скачали:
11