Цель: актуализация в работе педагогов ДОУ технологии ОТСМ - РТВ - ТРИЗ по составлению творческих рассказов по сюжетной картине военного содержания в рамках программы мероприятий к 80-летию Победы.
Задачи:
Оборудование и материалы: доска, репродукции картин, картонные фотоаппараты и видеокамера, лента со значками этапов технологии.
Предварительная работа:
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодняшний мастер-класс мы посвятим освоению технологии составления творческих рассказов по сюжетной картине. Особенностью мастер-класса будет тематика картин. Все они посвящены Великой Отечественной войне.
В преддверии празднования 80-летия со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, как ни странно, звучат различные мнения: а не пересмотреть ли некоторые страницы истории, а нужно ли говорить детям о войне, с какого возраста и в какой форме это делать.
Мы с вами единодушно согласились, что память о Великой Победе мы будем сохранять и передавать нашим детям, выбрав правильный язык и грамотные подходы к такой непростой теме войны.
Сегодня в результате нашей общей работы вы сами сможете составить готовый дидактический комплект, состоящий из картины, сопутствующих материалов, атрибутов для создания дополнительной мотивации у детей, а так же у вас появится понимание, как организовать работу по картине военной тематики с использованием технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Учитывая возраст детей, педагог, работая с этой темой, должен не напугать, избежать психологической травмы, при этом донести, что война - это зло.
В этом поможет прием использования контрастных эмоций.
Рассматривая целостно любое явление, мы знаем, что у любого события есть и хорошая, и плохая составляющая. Предлагаю сыграть в известную ТРИЗовскую игру, где обозначим как печальные, так и радостные моменты военного времени.
Предполагаемые ответы "Печальные события":
Предполагаемые ответы "Радостные события":
Каждый, кто дал ответ, получает атрибут – фотоаппарат.
Я хочу сообщить вам, что вы зачислены в отряд военных корреспондентов, и именно нам предстоит воссоздать некоторые страницы Великой победы. У вас в руках фотоаппараты, а у меня видеокамера с лентой, на которой зафиксированы этапы технологии.
Для рассматривания я предлагаю картины с контрастным эмоциональным содержанием. Чтобы ребенку наиболее полно воспринять сюжет военной картины, важно показать события с противоположной эмоциональной окраской.
Например: получить письмо печальное – получить письмо радостное, проводы на войну - встреча с войны и т.д.
Задание 1
Разделите картины на 2 группы с учетом эмоциональной составляющей.
Задание 2
Выберете картины, подходящие для старшей, средней и младшей возрастных категорий дошкольников.
Начать знакомство с историей войны будет уместно с печальной страницы – Солдаты уходят на войну.
Данный этап призван наработать в речи большое количество существительных для будущего рассказа. Возьмите в руки "фотоаппараты" и начинайте называть все объекты, которые вы запечатлели. А я в это время фиксирую их на листе, создавая модель картины.
Фотоаппараты выполняют функцию подзорной трубы, кольца наблюдений для фокусировки на отдельных объектах.
Этот этап помогает проговорить слова, обозначающие действия и установить элементарные причинно-следственные связи.
Например: Солдаты связаны с дорогой, потому что они шагают по дороге. Солдат связан с мальчиком, потому что они папа и сын.
Все связи отражаются на листе-модели при помощи контрастного маркера. Воспитатель может сказать ребятам, что в течение всего дня можно выявлять и добавлять новые взаимосвязи.
На этом этапе дети нарабатывают чувственный опыт и потенциально обогащают свой будущий рассказ прилагательными и наречиями.
Для создания дополнительного интереса и привлечения к деталям картины можно отыскать место, откуда удобно попасть в картину и где незаметно находиться. Например, по тропинке зайти и спрятаться за забором, в кустах.
На этом этапе требуется предварительная подготовка педагога для выбора уместных метафор, создание заготовок, образцов.
Например:
Этот этап призван пробудить в детях творчество и возможность использовать рифмованные элементы в будущем рассказе.
Педагог может взять готовый стихотворный текст, либо песню подходящую по смыслу. Если у педагога есть талант к сочинительству, нужно предложить в помощь детям готовые рифмы: солдаты - когда-то, солдат – назад, небо – хлеба, шагают - не знают, домой - живой.
Данный этап активизирует использование в речи детей предлогов: на, под, за, перед, рядом, около, сверху, снизу и т.д. Учит ориентироваться в пространстве картины.
Проходит он либо в форме игры "Да - нет", когда ведущий загадывает объект, а дети при помощью вопросов выясняют его точное местонахождение (для более старшего возраста).
Либо как игра "Новигатор" с подсказками от воспитателя, дети же только перечисляют подходящие варианты (для младшего возраста или на начальном этапе освоения технологии)
На данном этапе ребенок осознает, что у любого объекта и явления на картине есть прошлое и будущее, причина и следствие. В речи ребенок нарабатывает более развернутое описание объекта для будущего творческого рассказа.
Объект для описания изменения во времени может быть как одушевленным, так и не одушевленным.
Воспитателю необходимо помочь ребенку наводящими вопросами: чем занимался папа, пока не началась война, кем работал, что делал в доме, что он будет вспоминать?
Что произойдет, когда он окажется на фронте? Как он вернется домой? Какими были эти кусты зимой, а что с ними произойдет осенью, когда папа будет на фронте?
Этот этап помогает детям научиться думать, мыслить и чувствовать от лица другого объекта, что обогатит чувственную, эмоциональную сторону будущего творческого рассказа.
Можно на начальном этапе обучения данному способу предложить детям готовые небольшие зарисовки с просьбой определить, чьи это мысли. Например:
Данный этап позиционируется, как "Подарок картине". Проводится не группой. Образец взрослого не дается. Детей можно приглашать по одному и записывать их рассказы на диктофон или на бумагу.
Можно пригласить несколько взрослых из детского сада с просьбой выслушать и записать рассказ ребенка.
Сравнительное восприятие двух сюжетов разных по эмоциональной составляющей.
С каждой из двух картин нужно поработать отдельно на протяжении недели, а затем устроить "встречу" картин и сравнить сюжет и изобразительные средства (краски, настроение), а возможно и объединить в единую сюжетную линию.
В заключение хочется отметить, что целью работы по составлению творческого рассказа является не сам рассказ, а усвоение детьми способа составления рассказа, в чем нам помогают значки данного алгоритма в виде ленты видеокамеры, в виде просто выставленных карточек на доске, планшете и т.д.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! В методическом кабинете вы можете ознакомиться с целой подборкой картин военного содержания и сопровождающих поэтических и музыкальных материалов, отобранных с учетом возрастных особенностей, психологической бережности к детям и отражающими самые разные страницы истории нашей Великой Победы!
|
Этап |
Задача этапа |
Детская формулировка |
|
1 этап |
Перечисление объектов на картине |
Я смотрю на картину и вижу объекты |
|
2 этап |
Нахождение взаимосвязей между объектами |
Все объекты связаны между собой, и я могу объяснить почему. |
|
3 этап |
Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств |
Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие он издает звуки и какой он на ощупь. |
|
4 этап |
Составление сравнений, загадок, метафор. |
Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов |
|
5 этап |
Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины |
Я называю объект и составляю про него рифмовку |
|
6 этап |
Определение местонахождения объекта на картине |
У каждого объекта есть свое место на картине |
|
7 этап |
Описание объекта, изменяемого во времени |
Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше, и что будет с ним потом. |
|
8 этап |
Составление речевых и театрализованных зарисовок на основе разных точек зрения |
Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер. |
|
9 этап |
Составление творческого рассказа с использованием всех наработок предыдущих этапов. |
Прощание с картиной «Подарок картине» |
|
10 этап |
Нахождение смысловых характеристик картины |
У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл. |
|
11 этап (дополнительный) |
Сравнительное рассматривание двух, похожих по тематике, но контрастных по эмоциям, картин |
Встреча картин |
Примерный план работы на неделю:
Понедельник – 1, 2 этапы
Вторник – 3, 4, 5 этапы
Среда – 6, 7 этапы
Четверг – 8 этап
Пятница – 9, 10 этапы
В зависимости от возраста и задач, некоторые этапы можно исключить.