Мастер-класс по технологии ТРИЗ: творческие рассказы по сюжетной картине "Страницы Великой Победы"

Цель: актуализация в работе педагогов ДОУ технологии ОТСМ - РТВ - ТРИЗ по составлению творческих рассказов по сюжетной картине военного содержания в рамках программы мероприятий к 80-летию Победы.

Задачи:

  • сформировать у педагогов представление о сюжетных картинах военного содержания с точки зрения безопасности восприятия детьми дошкольного возраста;
  • уточнить знания педагогов в применении технологии ТРИЗ по составлению творческих рассказов по сюжетной картине;
  • продемонстрировать педагогам примеры использования различных приемов работы на этапах подготовки к составлению творческих рассказов по картине.

Оборудование и материалы: доска, репродукции картин, картонные фотоаппараты и видеокамера, лента со значками этапов технологии.

Предварительная работа:

  1. создание коллекции картин военного содержания соответствующих безопасному восприятию детей дошкольного возраста;
  2. подбор поэтического и музыкального материала по содержанию картин.

Мастер класс

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодняшний мастер-класс мы посвятим освоению технологии составления творческих рассказов по сюжетной картине. Особенностью мастер-класса будет тематика картин. Все они посвящены Великой Отечественной войне.

В преддверии празднования 80-летия со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, как ни странно, звучат различные мнения: а не пересмотреть ли некоторые страницы истории, а нужно ли говорить детям о войне, с какого возраста и в какой форме это делать.

Мы с вами единодушно согласились, что память о Великой Победе мы будем сохранять и передавать нашим детям, выбрав правильный язык и грамотные подходы к такой непростой теме войны.

Сегодня в результате нашей общей работы вы сами сможете составить готовый дидактический комплект, состоящий из картины, сопутствующих материалов, атрибутов для создания дополнительной мотивации у детей, а так же у вас появится понимание, как организовать работу по картине военной тематики с использованием технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Учитывая возраст детей, педагог, работая с этой темой, должен не напугать, избежать психологической травмы, при этом донести, что война - это зло.
В этом поможет прием использования контрастных эмоций.

Рассматривая целостно любое явление, мы знаем, что у любого события есть и хорошая, и плохая составляющая. Предлагаю сыграть в известную ТРИЗовскую игру, где обозначим как печальные, так и радостные моменты военного времени.

Игра "Хорошо - плохо"

Предполагаемые ответы "Печальные события":

  • Может ранить или убить
  • Может сгореть дом
  • Можно попасть в плен врага
  • Можно потерять свою семью
  • Нет еды и воды.
  • Похоронка пришла

Предполагаемые ответы "Радостные события":

  • Пришло письмо или посылка
  • Отстояли населенный пункт, перешли в наступление
  • Муж, сын, отец домой живым вернулся
  • Встретилась любовь
  • Победа!

Каждый, кто дал ответ, получает атрибут – фотоаппарат.

Я хочу сообщить вам, что вы зачислены в отряд военных корреспондентов, и именно нам предстоит воссоздать некоторые страницы Великой победы. У вас в руках фотоаппараты, а у меня видеокамера с лентой, на которой зафиксированы этапы технологии.

Для рассматривания я предлагаю картины с контрастным эмоциональным содержанием. Чтобы ребенку наиболее полно воспринять сюжет военной картины, важно показать события с противоположной эмоциональной окраской.

Педагог объясняет воспитателям приёмы ТРИЗ на фоне детских рисунков о войнеПедагог объясняет воспитателям приёмы ТРИЗ на фоне детских рисунков о войне

Например: получить письмо печальное – получить письмо радостное, проводы на войну - встреча с войны и т.д.

Задание 1
Разделите картины на 2 группы с учетом эмоциональной составляющей.

Задание 2
Выберете картины, подходящие для старшей, средней и младшей возрастных категорий дошкольников.

Этапы технологии

Начать знакомство с историей войны будет уместно с печальной страницы – Солдаты уходят на войну.

1 этап: Перечисление объектов на картине

Данный этап призван наработать в речи большое количество существительных для будущего рассказа. Возьмите в руки "фотоаппараты" и начинайте называть все объекты, которые вы запечатлели. А я в это время фиксирую их на листе, создавая модель картины.

Фотоаппараты выполняют функцию подзорной трубы, кольца наблюдений для фокусировки на отдельных объектах.

2 этап: Нахождение взаимосвязей между объектами

Этот этап помогает проговорить слова, обозначающие действия и установить элементарные причинно-следственные связи.

Например: Солдаты связаны с дорогой, потому что они шагают по дороге. Солдат связан с мальчиком, потому что они папа и сын.
Все связи отражаются на листе-модели при помощи контрастного маркера. Воспитатель может сказать ребятам, что в течение всего дня можно выявлять и добавлять новые взаимосвязи.

3 этап: Представление возможных ощущений: запах, слух, тактильный анализатор

На этом этапе дети нарабатывают чувственный опыт и потенциально обогащают свой будущий рассказ прилагательными и наречиями.

Для создания дополнительного интереса и привлечения к деталям картины можно отыскать место, откуда удобно попасть в картину и где незаметно находиться. Например, по тропинке зайти и спрятаться за забором, в кустах.

4 этап: Составление сравнений, загадок, метафор

На этом этапе требуется предварительная подготовка педагога для выбора уместных метафор, создание заготовок, образцов.

Например:

  • Небо как огненный вихрь, тучи как хмурые брови
  • Солдаты как колья забора
  • Окна дома, как глаза
  • Тропа как ствол и ветви дерева, у которого корни уходят к дому, а солдаты как листья на ветвях.

5 этап: Составление рифмованных текстов на основе содержания картины

Этот этап призван пробудить в детях творчество и возможность использовать рифмованные элементы в будущем рассказе.

Педагог может взять готовый стихотворный текст, либо песню подходящую по смыслу. Если у педагога есть талант к сочинительству, нужно предложить в помощь детям готовые рифмы: солдаты - когда-то, солдат – назад, небо – хлеба, шагают - не знают, домой - живой.

6 этап: Определение местонахождения объекта на картине

Данный этап активизирует использование в речи детей предлогов: на, под, за, перед, рядом, около, сверху, снизу и т.д. Учит ориентироваться в пространстве картины.

Проходит он либо в форме игры "Да - нет", когда ведущий загадывает объект, а дети при помощью вопросов выясняют его точное местонахождение (для более старшего возраста).

Либо как игра "Новигатор" с подсказками от воспитателя, дети же только перечисляют подходящие варианты (для младшего возраста или на начальном этапе освоения технологии)

7 этап: Описание объекта изменяемого во времени

На данном этапе ребенок осознает, что у любого объекта и явления на картине есть прошлое и будущее, причина и следствие. В речи ребенок нарабатывает более развернутое описание объекта для будущего творческого рассказа.

Объект для описания изменения во времени может быть как одушевленным, так и не одушевленным.

Воспитателю необходимо помочь ребенку наводящими вопросами: чем занимался папа, пока не началась война, кем работал, что делал в доме, что он будет вспоминать?

Что произойдет, когда он окажется на фронте? Как он вернется домой? Какими были эти кусты зимой, а что с ними произойдет осенью, когда папа будет на фронте?

8 этап: Составление речевых зарисовок

Этот этап помогает детям научиться думать, мыслить и чувствовать от лица другого объекта, что обогатит чувственную, эмоциональную сторону будущего творческого рассказа.

Можно на начальном этапе обучения данному способу предложить детям готовые небольшие зарисовки с просьбой определить, чьи это мысли. Например:

  • Я не понимаю, куда уходит хозяин. Какая-то опасность витает в воздухе и пахнет дымом. Побегу сейчас за ним, я ведь его верный друг.
  • Мама, а куда солдаты пошли? Они вернутся? Они нашего батьку увидят на войне и скажут, что мы скучаем по нему!
  • Дорогой мой, родной, не волнуйся за нас, главное - останься живой! Защищай нашу Родину и возвращайся скорей. Мы тебя дождемся!

9 этап: Составление творческого рассказа с использованием всех наработок предыдущих этапов

Данный этап позиционируется, как "Подарок картине". Проводится не группой. Образец взрослого не дается. Детей можно приглашать по одному и записывать их рассказы на диктофон или на бумагу.

Можно пригласить несколько взрослых из детского сада с просьбой выслушать и записать рассказ ребенка.

10 этап: Встреча двух картин

Сравнительное восприятие двух сюжетов разных по эмоциональной составляющей.

С каждой из двух картин нужно поработать отдельно на протяжении недели, а затем устроить "встречу" картин и сравнить сюжет и изобразительные средства (краски, настроение), а возможно и объединить в единую сюжетную линию.

В заключение хочется отметить, что целью работы по составлению творческого рассказа является не сам рассказ, а усвоение детьми способа составления рассказа, в чем нам помогают значки данного алгоритма в виде ленты видеокамеры, в виде просто выставленных карточек на доске, планшете и т.д.

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! В методическом кабинете вы можете ознакомиться с целой подборкой картин военного содержания и сопровождающих поэтических и музыкальных материалов, отобранных с учетом возрастных особенностей, психологической бережности к детям и отражающими самые разные страницы истории нашей Великой Победы!

Этапы работы с сюжетной картиной по технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ

Этап

Задача этапа

Детская формулировка

1 этап

Перечисление объектов на картине

Я смотрю на картину и вижу объекты

2 этап 

Нахождение взаимосвязей между объектами

Все объекты связаны между собой, и я могу объяснить почему.

3 этап

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств

Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие он издает звуки и какой он на ощупь.

4 этап

Составление сравнений, загадок, метафор.

Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки  с признаками других объектов

5 этап

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины

Я  называю объект и составляю про него рифмовку

6 этап

Определение местонахождения объекта на картине

У каждого объекта есть свое место на картине

7 этап

Описание объекта, изменяемого во времени

Я выбираю объект и представляю, что было  с ним раньше, и что будет с ним потом.

8 этап

Составление речевых и театрализованных зарисовок на основе разных точек зрения

Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер.

9 этап

Составление творческого рассказа с использованием всех наработок предыдущих этапов.

Прощание с картиной «Подарок картине»

10 этап

Нахождение смысловых характеристик картины

У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл.

11 этап (дополнительный)

Сравнительное рассматривание двух, похожих по тематике,  но контрастных по эмоциям,  картин

Встреча картин

Примерный план работы на неделю:

Понедельник – 1, 2 этапы
Вторник – 3, 4, 5 этапы

Среда – 6, 7 этапы
Четверг – 8 этап
Пятница – 9, 10 этапы

В зависимости от возраста и задач, некоторые этапы можно исключить.

Размер:
46.31 Kb
Скачали:
4