Проект с использованием технологии ТРИЗ - РТВ с детьми подготовительной к школе группы.
Актуальность проекта заключается в том, что рассказ по картине – одно из сложных заданий для детей старшего дошкольного возраста.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями.
Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.
Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения.
Закономерно возникают вопросы:
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая технология развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.
Проблема заключатся в поиске педагогических методов и приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Новизна проекта заключается в создании картотеки игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной.
Метод организации работы с детьми отличается:
Методы ТРИЗ-РТВ можно с успехом применять в любой образовательной области:
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы.
Объект исследования - процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-РТВ технологии.
Предмет исследования - влияние ТРИЗ-педагогики на формирование связной речи старших дошкольников.
Цель - выявить эффективность и целесообразность использования метод ТРИЗ -РТВ на занятиях по развитию речи.
Задачи проекта:
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям.
Ребенок может:
Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. Задачей обследования является диагностика развития связной речи дошкольников. Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.
В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать игрушку, рассказать по картине, написать письмо заболевшему Петрушке) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи.
По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития умений связной речи и об эффективности методики обучения. В данном случае результаты выполнения контрольных заданий помогут воспитателю внести коррективы в содержание и методику обучения.
Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления сдвигов, произошедших под влиянием обучения, можно воспользоваться методикой анализа и оценки детских текстов, разработанной в педагогических исследованиях. Так, высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям, предложенным Т.А. Ладыженской:
Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета. На основании этих критериев условно выделяют уровни развития связной речи и определяют характер индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения.
Для изучения уровня развития связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика "пересказа текста") и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.
В первом случае детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже