Информационный проект "Организация деятельности по обучению рассказыванию по картине"

Проект с использованием технологии ТРИЗ - РТВ с детьми подготовительной к школе группы.

Актуальность проекта заключается в том, что рассказ по картине – одно из сложных заданий для детей старшего дошкольного возраста.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями.

Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен.

Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения.

Закономерно возникают вопросы:

  • Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?
  • Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?
  • Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая технология развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

Проблема заключатся в поиске педагогических методов и приемов обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста. Новизна проекта заключается в создании картотеки игр и творческих заданий для освоения алгоритмов работы с картиной.

Метод организации работы с детьми отличается:

  • оригинальнальностью;
  • интегративностью;
  • процессуальностью;
  • здоровьесбережением;
  • универсальностью.

Методы ТРИЗ-РТВ можно с успехом применять в любой образовательной области:

  • развитие речи ;
  • чтение художественной литературы;
  • ИЗО – деятельность.

Описание проекта

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы.

Объект исследования - процесс формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-РТВ технологии.

Предмет исследования - влияние ТРИЗ-педагогики на формирование связной речи старших дошкольников.

Цель - выявить эффективность и целесообразность использования метод ТРИЗ -РТВ на занятиях по развитию речи.

Задачи проекта:

  1. научить детей творчеству так же, как и другим видам человеческой деятельности;
  2. обучение составлению описательных рассказов по картине по 1-му типу: "Текст реалистического характера";
  3. обучение составлению рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине по 2-му типу: "Текст фантастического характера".

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям.

Ребенок может:

  • выделить объекты, изображенные на картине;
  • установить взаимосвязь между объектами;
  • характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);
  • представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);
  • описать местонахождение объектов на картине;
  • представить себя на картине в качестве одного из объектов и др.

Организационно-подготовительный этап

  1. Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
  2. Изучение методической литературы по теме: "Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ - РТВ".
  3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
  4. Методика исследование связной речи старших дошкольников, обработка данных.
  5. Разработка проекта по теме "Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ - РТВ".
  6. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т.п.

Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. Задачей обследования является диагностика развития связной речи дошкольников. Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения.

В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, на которых ставятся различные диагностические задачи (описать игрушку, рассказать по картине, написать письмо заболевшему Петрушке) с целью выяснения того, как дети усвоили программу обучения связной речи.

По их ошибкам и затруднениям можно судить о степени развития умений связной речи и об эффективности методики обучения. В данном случае результаты выполнения контрольных заданий помогут воспитателю внести коррективы в содержание и методику обучения.

Для более точной и глубокой характеристики уровня развития связной речи и выявления сдвигов, произошедших под влиянием обучения, можно воспользоваться методикой анализа и оценки детских текстов, разработанной в педагогических исследованиях. Так, высказывания описательного типа оцениваются по следующим критериям, предложенным Т.А. Ладыженской:

  • общая структура текста (наличие частей);
  • выделение микротем и их раскрытие (полное, частичное);
  • последовательность микротем;
  • виды внутритекстовой связи, самостоятельность и плавность речи.

Аналогично оцениваются и повествовательные рассказы с учетом особенностей их структуры, логики развития сюжета. На основании этих критериев условно выделяют уровни развития связной речи и определяют характер индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения.

Для изучения уровня развития связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика "пересказа текста") и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.

В первом случае детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

  1. понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
  2. структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
  3. лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
  4. грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
  5. плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
  6. самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!