Задачи:
Оборудование: видеозапись приветствия и рассказ по картине Карандаша, запись М.И. Глинка "Руслан и Людмила" Хор "Ах ты, свет Людмила", репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка", модель по описательному рассказу, 2 подзорные трубы.
Вводная часть: введение игрового персонажа, внесение картины.
Видеозапись Карандаш
- Здравствуйте, дети. Как давно мы с вами не виделись, но ваши рисунки (показ рисунков на стене) и ваши рассказы, которые вы мне прислали меня очень радуют.
- Сегодня я хочу познакомить вас с картиной художника Виктора Михайловича Васнецова.
- А как она называется отгадайте, послушав этот отрывок из русской народной сказки.
"…Жили-были старик со старухой, и были у них сын и дочь. Сына звали Иванушкой. Умерли старик и старуха. Остались дочка да Иванушка сиротами. Пошла один раз дочка на работу и Иванушку взяла с собой. Вот идут они дорогой по широкому полю. Захотелось Иванушке пить.
- Сестрица, я пить хочу.
- Подожди, братец, дойдем до колодца. Жара с ног валит, а колодец далеко, солнце высоко…"
- Как называется эта сказка? (ответы детей)
- Правильно, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
- Образ девушки-сиротинки, девушки-труженицы и страдалицы, простой и скромной, трудолюбивой и доброй, проходит через многие произведения русского фольклора.
- Вот и Виктор Михайлович Васнецов написал одноименную картину. (показ на экране картины)
Первый этап: рассказ (через видеозапись описания картины "Аленушка" от имени Карандаша)
- Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова "Аленушка".
- В центре мы видим Аленушку на берегу пруда, у самого края воды. Она сидит одна на камне, печально склонив голову. Аленушка смотрит куда-то на воду, но видно, что ее мучают грустные мысли, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется.
- В ее грустных глазах печаль. Длинные волосы немного растрепаны и свисают в разные стороны. На ней кофта с короткими рукавами и русский сарафан. Ситцевый сарафан порван, видимо ей пришлось много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата.
- Из-под сарафана выглядывают босые ноги. Они еще больше усиливают понимание того, что она забыла обо всем и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку. На картине запечатлена минута отдыха, даже сама природа в этом солидарна. Зеленая осока тянет вверх свои крепкие стебли.
- А за спиной – молодые осинки, елочки, они как бы охраняют девочку, защищают от злых людей. Ровная гладь озера, но уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень. Над лесом светлое лилово-голубое небо, нет ни одной темной тучи.
- Так художник показал, что дальше в жизни девочки будет все хорошо. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и Аленушка, и лес, и озеро.
- Мне очень нравится картина "Аленушка". Она навивает грусть и задумчивое настроение. Посмотрев на нее, хочется пожалеть и помочь юной девушке. Мы знаем, что сказка окончится хорошо. Аленушку возьмет замуж князь, а Иванушка снова станет человеком".
- Ребята, вам нравится картина? А мой рассказ о ней?
- Ну, что ж, нам пора прощаться. Вас я попрошу составить по картине такие же интересные рассказы, а воспитатель вам в этом поможет.
- Завтра, превращайтесь в художников и нарисуйте свою картину "Аленушка". Не забудьте, пошлите их мне посылкой. До скорой встречи.
Анализ педагогом с обращением внимания к модели описательного рассказа
- Как начал свой рассказ Карандаш?
- Какой лучик солнца вам об этом подсказал?
- О чем потом он стал рассказывать?
- Какой лучик солнца подсказал, что надо сказать о главном на картине?
- Что еще описывал Карандаш?
- Какими словами?
- Как Карандаш описал окружающую Аленушку природу?
- Какие лучики ему помогли?
- Какие цвета использовал художник?
- Какой луч подсказал, что надо сказать об этом?
- О чем предположил Карандаш, что было раньше с Аленушкой?
- Какой лучик ему подсказал?
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
- Подсказка какого лучика ему помогла?
- Чем Карандаш закончил свой рассказ? Покажите, какой лучик обозначает конец рассказа.
Второй этап с "подзорной трубой".
- У нас в группе есть картина В.М. Васнецова "Аленушка". (картина выставляется на мольберт)
- Предлагаю вам поиграть с подзорной трубой и с ее помощью назвать те объекты картины, которые вы в нее увидите. Помните правило – называть по одному объекту, и передавать подзорную трубу соседу (2 подзорные трубы передаются слева и справа к центру) Что ты увидел?
Третий этап "Ищу друзей"
А сейчас игра "Ищу друзей". Вспоминайте мы должны подобрать пары друзей на картине. Начну я, а потом вы будете самостоятельно называть пары. Камень - …, деревья - …, небо - …, плавающий листик - …, сарафан - …, камыш - …, босые ноги - …, ёлочки - … и т.д.
Четвертый этап "Подбери такое же по цвету"
- Ребята, давайте сейчас поиграем в игру "Подбери по цвету".
- Я вам загадываю загадку, а вы отгадываете ее на картине. Сначала начну я, потом вы продолжите играть сами.
- Зеленый как только что появившийся росток. Серый как пробегающая мимо мышка. Темный как ночь. Желтый как лучик солнца. Багровый как закат. И т.д.
Поощрение детей, закрепление знаний о картине через вопросы.
- Как называется картина, с которой вы сегодня познакомились?
- Кто ее автор? Какие детали главные в картине?
- Какие детали, помогают художнику показать окружающий мир?
- Какие цвета использовал художник при написании картины?
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
Напоминание о просьбе Карандаша – нарисовать свою картину "Аленушка".
Сбор на образовательную ситуацию. Народная хороводная игра "Вышла Аленушка гулять".
Вышла Аленушка гулять,
Чтоб цветов себе нарвать.
Тишина кругом стоит,
Лишь кукушечка кричит,
- Ты кукушка, не кричи,
А всю правду расскажи.
Сколько лет еще весной
Мы увидимся с тобой?
Она стала куковать,
Стала Аленушка считать:
- Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи - тебе играть!
С какой картиной познакомил нас Карандаш в прошлый раз, что он нас попросил сделать?
- Да, составить рассказы про картину Виктора Михайловича Васнецова "Аленушка". (выставляется картина на мольберт)
- Но прежде хочу сказать, пришла смс от Карандаша, ему понравились ваши рисунки и он при следующей встрече он покажет нам его выставку.
Пятый этап "К нам пришел волшебник: я могу слышать, чувствовать запахи, ощущать руками, кожей"
- Сегодня мы опять превратимся в волшебников и будем совершать путешествие по времени.
- В первой игре, мы перенесемся на лесное озеро, сядем на один из камней и услышим своими ушками, почувствуем носом, кожей и руками, то, что происходит вокруг нарисованного события.
- Закрывайте глазки, начинайте представлять себе, что вы слышите, чувствуете, ощущаете. (музыка)
- Что вы услышали своими ушками? (дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Что вы почувствовали кожей лица?
- А что ощутили руками?
- Что вы почувствовали носом?
Шестой этап "Путешествие по времени"
- Дальше по времени идет наше путешествие. Представьте себе, что происходило с Аленушкой вчера?
- А пока Аленушка не пришла на пруд, что происходило на этом месте?
- А теперь, подумайте и скажите: что произойдет с Аленушкой завтра или через месяц, а может через год. А какие события будут происходить в лесу и у пруда?
Седьмой этап "Самостоятельное составление рассказов детьми"
Составление рассказаов с записью на диктофон, их последующий анализ.
- Как Игорь начал свой рассказ?
- О чем Игорь говорил потом?
- Чем закончил Игорь свой рассказ?
- Что вам понравилось в рассказе мальчика?
- Ребята, как называется картина, про которую вы составляли свои рассказы? (Аленушка)
- Кто ее автор? (В.М. Васнецов)
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?