Конспект занятия "Составление рассказа по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Задачи:

  • познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Аленушка";
  • развивать способность понимать и анализировать средства выразительности живописной картины;
  • подводить к пониманию замысла художника.

Оборудование: видеозапись приветствия и рассказ по картине Карандаша, запись М.И. Глинка "Руслан и Людмила" Хор "Ах ты, свет Людмила", репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка", модель по описательному рассказу, 2 подзорные трубы.

Ход занятия

Первая образовательная ситуация

Вводная часть: введение игрового персонажа, внесение картины.

Видеозапись Карандаш

- Здравствуйте, дети. Как давно мы с вами не виделись, но ваши рисунки (показ рисунков на стене) и ваши рассказы, которые вы мне прислали меня очень радуют.
- Сегодня я хочу познакомить вас с картиной художника Виктора Михайловича Васнецова.
- А как она называется отгадайте, послушав этот отрывок из русской народной сказки.

"…Жили-были старик со старухой, и были у них сын и дочь. Сына звали Иванушкой. Умерли старик и старуха. Остались дочка да Иванушка сиротами. Пошла один раз дочка на работу и Иванушку взяла с собой. Вот идут они дорогой по широкому полю. Захотелось Иванушке пить.

- Сестрица, я пить хочу.
- Подожди, братец, дойдем до колодца. Жара с ног валит, а колодец далеко, солнце высоко…"

- Как называется эта сказка? (ответы детей)
- Правильно, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

- Образ девушки-сиротинки, девушки-труженицы и страдалицы, простой и скромной, трудолюбивой и доброй, проходит через многие произведения русского фольклора.
- Вот и Виктор Михайлович Васнецов написал одноименную картину. (показ на экране картины)

Основная часть

Первый этап: рассказ (через видеозапись описания картины "Аленушка" от имени Карандаша)

- Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова "Аленушка".

Репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка" (1881 г)Репродукция картины В.М. Васнецова "Аленушка" (1881 г)

- В центре мы видим Аленушку на берегу пруда, у самого края воды. Она сидит одна на камне, печально склонив голову. Аленушка смотрит куда-то на воду, но видно, что ее мучают грустные мысли, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется.

- В ее грустных глазах печаль. Длинные волосы немного растрепаны и свисают в разные стороны. На ней кофта с короткими рукавами и русский сарафан. Ситцевый сарафан порван, видимо ей пришлось много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата.

- Из-под сарафана выглядывают босые ноги. Они еще больше усиливают понимание того, что она забыла обо всем и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку. На картине запечатлена минута отдыха, даже сама природа в этом солидарна. Зеленая осока тянет вверх свои крепкие стебли.

- А за спиной – молодые осинки, елочки, они как бы охраняют девочку, защищают от злых людей. Ровная гладь озера, но уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень. Над лесом светлое лилово-голубое небо, нет ни одной темной тучи.

- Так художник показал, что дальше в жизни девочки будет все хорошо. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и Аленушка, и лес, и озеро.

- Мне очень нравится картина "Аленушка". Она навивает грусть и задумчивое настроение. Посмотрев на нее, хочется пожалеть и помочь юной девушке. Мы знаем, что сказка окончится хорошо. Аленушку возьмет замуж князь, а Иванушка снова станет человеком".

- Ребята, вам нравится картина? А мой рассказ о ней?
- Ну, что ж, нам пора прощаться. Вас я попрошу составить по картине такие же интересные рассказы, а воспитатель вам в этом поможет.
- Завтра, превращайтесь в художников и нарисуйте свою картину "Аленушка". Не забудьте, пошлите их мне посылкой. До скорой встречи.

Анализ педагогом с обращением внимания к модели описательного рассказа

- Как начал свой рассказ Карандаш?
- Какой лучик солнца вам об этом подсказал?
- О чем потом он стал рассказывать?

- Какой лучик солнца подсказал, что надо сказать о главном на картине?
- Что еще описывал Карандаш?
- Какими словами?

- Как Карандаш описал окружающую Аленушку природу?
- Какие лучики ему помогли?
- Какие цвета использовал художник?

- Какой луч подсказал, что надо сказать об этом?
- О чем предположил Карандаш, что было раньше с Аленушкой?
- Какой лучик ему подсказал?

- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
- Подсказка какого лучика ему помогла?
- Чем Карандаш закончил свой рассказ? Покажите, какой лучик обозначает конец рассказа.

Второй этап с "подзорной трубой".

- У нас в группе есть картина В.М. Васнецова "Аленушка". (картина выставляется на мольберт)
- Предлагаю вам поиграть с подзорной трубой и с ее помощью назвать те объекты картины, которые вы в нее увидите. Помните правило – называть по одному объекту, и передавать подзорную трубу соседу (2 подзорные трубы передаются слева и справа к центру) Что ты увидел?

Третий этап "Ищу друзей"

А сейчас игра "Ищу друзей". Вспоминайте мы должны подобрать пары друзей на картине. Начну я, а потом вы будете самостоятельно называть пары. Камень - …, деревья - …, небо - …, плавающий листик - …, сарафан - …, камыш - …, босые ноги - …, ёлочки - … и т.д.

Четвертый этап "Подбери такое же по цвету"

- Ребята, давайте сейчас поиграем в игру "Подбери по цвету".
- Я вам загадываю загадку, а вы отгадываете ее на картине. Сначала начну я, потом вы продолжите играть сами.
- Зеленый как только что появившийся росток. Серый как пробегающая мимо мышка. Темный как ночь. Желтый как лучик солнца. Багровый как закат. И т.д.

Заключительная часть

Поощрение детей, закрепление знаний о картине через вопросы.
- Как называется картина, с которой вы сегодня познакомились?

- Кто ее автор? Какие детали главные в картине?
- Какие детали, помогают художнику показать окружающий мир?

- Какие цвета использовал художник при написании картины?
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?
Напоминание о просьбе Карандаша – нарисовать свою картину "Аленушка".

Вторая образовательная ситуация

Вводная часть

Сбор на образовательную ситуацию. Народная хороводная игра "Вышла Аленушка гулять".

Вышла Аленушка гулять,
Чтоб цветов себе нарвать.
Тишина кругом стоит,
Лишь кукушечка кричит,

- Ты кукушка, не кричи,
А всю правду расскажи.
Сколько лет еще весной
Мы увидимся с тобой?

Она стала куковать,
Стала Аленушка считать:
- Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи - тебе играть!

Основная часть

С какой картиной познакомил нас Карандаш в прошлый раз, что он нас попросил сделать?
- Да, составить рассказы про картину Виктора Михайловича Васнецова "Аленушка". (выставляется картина на мольберт)
- Но прежде хочу сказать, пришла смс от Карандаша, ему понравились ваши рисунки и он при следующей встрече он покажет нам его выставку.

Пятый этап "К нам пришел волшебник: я могу слышать, чувствовать запахи, ощущать руками, кожей"

- Сегодня мы опять превратимся в волшебников и будем совершать путешествие по времени.
- В первой игре, мы перенесемся на лесное озеро, сядем на один из камней и услышим своими ушками, почувствуем носом, кожей и руками, то, что происходит вокруг нарисованного события.
- Закрывайте глазки, начинайте представлять себе, что вы слышите, чувствуете, ощущаете. (музыка)

- Что вы услышали своими ушками? (дети отвечают на вопросы воспитателя)
- Что вы почувствовали кожей лица?

- А что ощутили руками?
- Что вы почувствовали носом?

Шестой этап "Путешествие по времени"

- Дальше по времени идет наше путешествие. Представьте себе, что происходило с Аленушкой вчера?
- А пока Аленушка не пришла на пруд, что происходило на этом месте?

- А теперь, подумайте и скажите: что произойдет с Аленушкой завтра или через месяц, а может через год. А какие события будут происходить в лесу и у пруда?

Седьмой этап "Самостоятельное составление рассказов детьми"

Составление рассказаов с записью на диктофон, их последующий анализ.
- Как Игорь начал свой рассказ?
- О чем Игорь говорил потом?

- Чем закончил Игорь свой рассказ?
- Что вам понравилось в рассказе мальчика?

Заключительная часть

- Ребята, как называется картина, про которую вы составляли свои рассказы? (Аленушка)
- Кто ее автор? (В.М. Васнецов)
- О чем думал художник, когда рисовал эту картину?

Размер:
19.66 Kb
Скачали:
11