Авторская развивающая игра "Дешифровщики", разработанная для детей среднего и старшего дошкольного возраста, основана на технологии ТРИЗ с использованием материалов развивающего пособия для логопедов "Фразовый конструктор".
Представленный материал направлен на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества. Она способствует развитию логического мышления ребенка, совершенствует умение понимать знаковую символику, работать со схемой, находить множество вариантов решения одной задачи.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Материал: игровое поле в форме разделенного на 6 секторов круга со стрелкой в центре, карточки форме круга, овала ромба и трапеции для обозначения:
Ромб, овал и трапеция выбраны с целью закрепления у воспитанников умения различать и называть данные фигуры, т.к. именно с узнаванием данных геометрических фигур у ряда детей возникают затруднения.
Работу можно начитать со средней группы. Начальный вариант - работа по карточкам с условным обозначением слов, обозначающих предмет (существительное), признак предмета (прилагательное) и действие предмета (глагол). Играющие по очереди достают карточки и называют часть речи в соответствии с символом.
В зависимости от степени сложности можно предложить 3 варианта игры.
Упражнять детей в согласовании слов в простых предложениях, подборе прилагательных к существительному
Ход игры
Каждый из игроков раскручивает стрелку. На поле расположены карточки в следующем порядке:
В начале игры педагогу целесообразно самому прикрепить карточки в соответствующих секторах, чтобы у воспитанников была возможность построить логически правильные предложения.
В зависимости от выпавшего сектора играющий составляет простое предложение по заданным условиям. Например:
Один из возможных вариантов: маленький котенок прыгает.
В ходе игры можно сместить сектора кругов относительно друг друга и перед нами уже будет любимая дошкольниками игра "Небылицы-перевертыши", которая очень забавляет играющих, и, при этом, совершенствует умение воспитанников согласовывать слова в роде и числе. Данный вариант игры "Небылицы-перевертыши" сводит к минимуму непосредственное участие педагога в игре детей, что немаловажно.
Упражнять в употреблении предлогов, составлении развернутых предложений.
Каждый из игроков раскручивает стрелку. На поле расположены карточки в следующем порядке:
В зависимости от выпавшего сектора играющий составляет простое предложение по заданным условиям. Например:
Один из возможных вариантов: Котенок прыгает на стул.
Затем по очереди, играющие придумывают предложения с теми словами, которые выпали.
Упражнять в составлении развернутых предложений по условиям.
Каждый из игроков раскручивает стрелку. На поле расположены карточки в следующем порядке:
В зависимости от выпавшего сектора играющий составляет развернутое предложение по заданным условиям. Например:
Один из возможных вариантов: Пушистый щенок сидит под деревом. Затем по очереди, играющие придумывают предложения по тем условиям, которые выпали.
Примечание: круги игрового поля перемещаются относительно друг друга, таким образом исключается механическое запоминание расположения карточек на игровом поле.