Развивающая игра для детей 4-7 лет "Дешифровщики"

Авторская развивающая игра "Дешифровщики", разработанная для детей среднего и старшего дошкольного возраста, основана на технологии ТРИЗ с использованием материалов развивающего пособия для логопедов "Фразовый конструктор".

Представленный материал направлен на обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества. Она способствует развитию логического мышления ребенка, совершенствует умение понимать знаковую символику, работать со схемой, находить множество вариантов решения одной задачи.

Задачи:

  • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
  • Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
  • Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
  • Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
  • Закреплять умение использовать знаковую символику при решении практических задач, умение работать со схемой.
  • Воспитывать коммуникативную культуру дошкольника, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Материал: игровое поле в форме разделенного на 6 секторов круга со стрелкой в центре, карточки форме круга, овала ромба и трапеции для обозначения:

  • круг – предлоги;
  • овал – существительные;
  • ромб – прилагательные;
  • трапеция – глаголы.

Ромб, овал и трапеция выбраны с целью закрепления у воспитанников умения различать и называть данные фигуры, т.к. именно с узнаванием данных геометрических фигур у ряда детей возникают затруднения.

Методические рекомендации

Работу можно начитать со средней группы. Начальный вариант - работа по карточкам с условным обозначением слов, обозначающих предмет (существительное), признак предмета (прилагательное) и действие предмета (глагол). Играющие по очереди достают карточки и называют часть речи в соответствии с символом.

В зависимости от степени сложности можно предложить 3 варианта игры.

Вариант 1 "Подбери по смыслу"

Упражнять детей в согласовании слов в простых предложениях, подборе прилагательных к существительному

Ход игры

Каждый из игроков раскручивает стрелку. На поле расположены карточки в следующем порядке:

  • 1 круг – карточка, условно обозначающая признак предмета (ромб);
  • 2 круг – карточка с изображением предмета/объекта (овал);
  • 3 круг – карточка с изображением действия предмета (трапеция).

В начале игры педагогу целесообразно самому прикрепить карточки в соответствующих секторах, чтобы у воспитанников была возможность построить логически правильные предложения.

В зависимости от выпавшего сектора играющий составляет простое предложение по заданным условиям. Например:

  • 1 круг – карточка, условно обозначающая признак предмета (ромб);
  • 2 круг – карточка с изображением котенка;
  • 3 круг – карточка с изображением прыгающего мяча.

Один из возможных вариантов: маленький котенок прыгает.

В ходе игры можно сместить сектора кругов относительно друг друга и перед нами уже будет любимая дошкольниками игра "Небылицы-перевертыши", которая очень забавляет играющих, и, при этом, совершенствует умение воспитанников согласовывать слова в роде и числе. Данный вариант игры "Небылицы-перевертыши" сводит к минимуму непосредственное участие педагога в игре детей, что немаловажно.

Вариант 2 "Предлогу место"

Упражнять в употреблении предлогов, составлении развернутых предложений.

Каждый из игроков раскручивает стрелку. На поле расположены карточки в следующем порядке:

  • 1 круг – карточка, условно обозначающая предлог (круг)
  • 2 круг – карточка с изображением предмета/объекта (овал);
  • 3 круг – карточка с изображением действия предмета (трапеция).

В зависимости от выпавшего сектора играющий составляет простое предложение по заданным условиям. Например:

  • 1 круг – карточка, условно обозначающая предлог (круг) "на";
  • 2 круг – карточка с изображением котенка;
  • 3 круг – карточка с изображением прыгающего мяча.

Один из возможных вариантов: Котенок прыгает на стул.

Затем по очереди, играющие придумывают предложения с теми словами, которые выпали.

Вариант 3 "Дешифровщики"

Упражнять в составлении развернутых предложений по условиям.

Игровое поле развивающей игры "Дешифровщики"Игровое поле развивающей игры "Дешифровщики"

Каждый из игроков раскручивает стрелку. На поле расположены карточки в следующем порядке:

  • 1 круг – карточка, условно обозначающая предлог (круг);
  • 2 круг – карточка с условным изображением предмета/объекта "Живой природы", "Неживой природы", "Рукотворного мира" (овал);
  • 3 круг – карточка с изображением схемы предложения.

В зависимости от выпавшего сектора играющий составляет развернутое предложение по заданным условиям. Например:

  • 1 круг – карточка, условно обозначающая предлог (круг) "под";
  • 2 круг – карточка с изображением "Живой природы";
  • 3 круг – карточка с изображением схемы предложения.

Один из возможных вариантов: Пушистый щенок сидит под деревом. Затем по очереди, играющие придумывают предложения по тем условиям, которые выпали.

Схема предложенияСхема предложения

Примечание: круги игрового поля перемещаются относительно друг друга, таким образом исключается механическое запоминание расположения карточек на игровом поле.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!