Дидактические игры для детей младшей группы на знание геометрических фигур

В работе представлены 7 дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития умения определять форму, цвет и величину плоских и объемных предметов простой формы.

Дидактическая игра "Королевство гномов"

Задача: способствовать называнию плоских геометрических фигур.

Материалы:

  1. кубик с изображением 5 геометрических фигур на каждой стороне, на одной из сторон изображены все геометрические фигуры вместе;
  2. карты по количеству детей;
  3. фишки-гномы по количеству детей.

Ход игры
Детям предлагается игра, в которой они должны дойти до королевства гномов. Первый игрок кидает кубик, смотрит, что выпало. Например, выпал "треугольник", ребенок называет эту геометрическую фигуру. Все, у кого первая клетка на пути с треугольником, передвигают гнома на следующую клетку. Далее дети меняются.

Если на кубике выпадает картинка со всеми геометрическими фигурами, то ребенок, кидавший кубик, должен назвать все геометрические фигуры у игроков, на которых стоят гномы. Кто первый дойдет до королевства гномов, тот и выиграл.

Дидактическая игра "Королевство фей"

Задача: способствовать называнию объемных геометрических фигур.

Материалы:

  1. кубик с изображением геометрических фигур на каждой стороне, на одной из сторон изображены все геометрические фигуры вместе;
  2. карты по количеству детей;
  3. фишки-феи по количеству детей.

Ход игры

Детям предлагается игра, в которой они должны дойти до королевства фей. Первый игрок кидает кубик, смотрит, что выпало. Например, выпал "куб", ребенок называет эту геометрическую фигуру. Все, у кого первая клетка на пути с кубом, передвигают фею на следующую клетку. Далее дети меняются.

Если на кубике выпадает картинка со всеми геометрическими фигурами, то ребенок, кидавший кубик, должен назвать все геометрические фигуры у игроков, на которых стоят феи. Кто первый дойдет до королевства фей, тот и выиграл.

Словесное обозначение формы, цвета и величины предмета

Дидактическая игра "Помоги Незнайке"

Задача: содействовать развитию умения определять форму, цвет и величину плоских и объемных предметов простой формы.

Материалы:

  1. каждому ребенку 15 карточек с изображением плоских предметов простой формы (цвета, величины) и 18 карточек с изображением объемных предметов простой формы – всего 33 карточки.
  2. 1 кубик: на каждой стороне кубика изображена 1 плоская геометрическая фигура. Всего 5 форм. (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). На шестой оставшейся стороне изображена бомбочка.
  3. 2 карты, на которых изображен путь игроков.

Ход игры

Играют 2 ребенка. Первый ребенок бросает кубик. Смотрит, что у него выпало на одной из сторон кубика. Например, выпал треугольник. Ребенок говорит сопернику: "Найди все треугольные предметы".

Второй ребенок ищет в своих карточках все треугольные предметы и выкладывает их друг за другом на свою карту с клетками. Затем дети меняются. На одной из сторон кубика может выпасть изображение всех фигур. Это значит, что ребенок, который играет, а не бросает кубик, должен назвать все сенсорные признаки предметов, которые он выложил от начала и до конца. Побеждает тот ребенок, который первым дошел до финиша.

Дидактическая игра "Путешествие в царство геометрических фигур"

Задача: содействовать развитию умения определять форму плоских и объемных предметов простой формы. Упражнять в определении формы частей плоских предметов сложной формы.

Материалы: большая карта "путешествие" с нарисованными геометрическими существами сложной формы с кармашками; карточки с предметами: 15 предметов простой формы и 18 объемных предметов простой формы.

Ход игры

Ребенку предлагается игра, в которой он должен пройти до царства геометрических фигур. На пути ему попадаются различные сказочные геометрические существа. Ребенок должен спросить совета у попавшегося на пути существа. Но подсказать дорогу существо ему может только в том случае, если ребенок подберет для него предмет, по форме соответствующий одной из частей существа и наложить ему на эту часть.

Предметы могут быть абсолютно разные: от продуктов питания, до мебели. После того, как ребенок подобрал для существа предмет и наложил ему на одну из соответствующих по форме часть, у существа из кармашка достается подсказка, куда идти дальше (фигурка).

Ребенок должен проговорить всем игрокам свой дальнейший путь "Иду к круглой качели". Все карточки из кармашка ребенок сохраняет. Выигрывает тот, кто первым добрался до царства и у кого больше всех карточек из кармашка.

Дидактическая игра "Магазин"

Задача: упражнять в определении формы плоских и объемных предметов простой формы.

Материалы: картинка "магазин" с продуктами, 4 корзинки с изображением друзей Петрушки.

Ход игры

Петрушка позвал на день рождения своих друзей. Но что приготовить не знает. Ведь каждый друг Петрушки любит что-то особенное. Помогите петрушки купить продукты для каждого гостя. Сначала вы должны купить продукты для первого друга, затем для второго и так далее. Но продукты в магазине нужно покупать только такие, которые подходят по форме каждой части друга.

Продукт вам продадут только в том случае, если вы правильно назовете его форму, например "Треугольное мороженое". После покупки, вы должны поставить продукт в корзинку на часть друга. Выигрывает тот, кто купит продукты для всех гостей Петрушки.

Дидактическая игра "Простоквашино"

Задача: упражнять в определении формы плоских и объемных предметов простой формы.

Материал: игровое поле Простоквашино; карточки-посылки с изображением предметов, карточки-предметы простой формы (объемные и плоские) по 30 штук на каждого игрока.

Ход игры

Почтальону Печкину поручено задание развести посылки. Дядя Федор, Пес и Кот хотят помочь Почтальону Печкину. Разделив посылки поровну, друзья отправились в путешествие. В дороге им предстоит справиться с заданиями. Игроки получают фигурки героев Простоквашино. Затем делятся поровну посылки – различные предметы – карточки.

Эти предметы соответствуют по форме картинкам – сундукам на игровом поле. По считалочке выбирается тот, кто будет ходить первым. Он передвигает на первую клеточку с изображением геометрической фигурой. Называет ее, затем говорит, что чтобы пройти дальше, нужен предмет, например "круглой формы", ищет среди своих карточек предмет круглой формы и накладывает на ячейку в игровом поле.

Затем ход переходит к следующему игроку. Как только один из игроков доходит до сундука – он открывает его, называет предмет, изображенный в сундуке и его форму, затем среди посылок ищет нужный предмет и накладывает его на сундук. Это значит что посылка доставлена. Осталось еще несколько. Далее игра продолжается. Выигрывает тот, кто первым дойдет до почты, раздав все посылки.

Дидактическая игра "Геометрическое лото"

Задача: упражнять в определении формы и величины плоских и объемных предметов простой формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур (плоских и объемных, разной величины); карточки с изображением предметов разной формы и величины.

Ход игры

Все карточки с изображением предметов складываются вместе вразброс и переворачиваются. По считалочке выбирается тот, кто первый выбирает карточку. После того, как игрок выбрал карточку, он называет форму (величину) предмета. Тот игрок, у кого на карте есть соответствующая фигура, забирает эту карточку с изображением предмета.

Далее ход переходит следующему игроку. Если у нескольких игроков совпала форма (величина) предмета, то карточка достается тому, кто первый сказал, что карточка нужна ему. Выигрывает тот, кто первым заполнил всю свою карту.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, младшая группа