В работе представлены 7 дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития умения определять форму, цвет и величину плоских и объемных предметов простой формы.
Задача: способствовать называнию плоских геометрических фигур.
Материалы:
Ход игры
Детям предлагается игра, в которой они должны дойти до королевства гномов. Первый игрок кидает кубик, смотрит, что выпало. Например, выпал "треугольник", ребенок называет эту геометрическую фигуру. Все, у кого первая клетка на пути с треугольником, передвигают гнома на следующую клетку. Далее дети меняются.
Если на кубике выпадает картинка со всеми геометрическими фигурами, то ребенок, кидавший кубик, должен назвать все геометрические фигуры у игроков, на которых стоят гномы. Кто первый дойдет до королевства гномов, тот и выиграл.
Задача: способствовать называнию объемных геометрических фигур.
Материалы:
Ход игры
Детям предлагается игра, в которой они должны дойти до королевства фей. Первый игрок кидает кубик, смотрит, что выпало. Например, выпал "куб", ребенок называет эту геометрическую фигуру. Все, у кого первая клетка на пути с кубом, передвигают фею на следующую клетку. Далее дети меняются.
Если на кубике выпадает картинка со всеми геометрическими фигурами, то ребенок, кидавший кубик, должен назвать все геометрические фигуры у игроков, на которых стоят феи. Кто первый дойдет до королевства фей, тот и выиграл.
Словесное обозначение формы, цвета и величины предмета
Задача: содействовать развитию умения определять форму, цвет и величину плоских и объемных предметов простой формы.
Материалы:
Ход игры
Играют 2 ребенка. Первый ребенок бросает кубик. Смотрит, что у него выпало на одной из сторон кубика. Например, выпал треугольник. Ребенок говорит сопернику: "Найди все треугольные предметы".
Второй ребенок ищет в своих карточках все треугольные предметы и выкладывает их друг за другом на свою карту с клетками. Затем дети меняются. На одной из сторон кубика может выпасть изображение всех фигур. Это значит, что ребенок, который играет, а не бросает кубик, должен назвать все сенсорные признаки предметов, которые он выложил от начала и до конца. Побеждает тот ребенок, который первым дошел до финиша.
Задача: содействовать развитию умения определять форму плоских и объемных предметов простой формы. Упражнять в определении формы частей плоских предметов сложной формы.
Материалы: большая карта "путешествие" с нарисованными геометрическими существами сложной формы с кармашками; карточки с предметами: 15 предметов простой формы и 18 объемных предметов простой формы.
Ход игры
Ребенку предлагается игра, в которой он должен пройти до царства геометрических фигур. На пути ему попадаются различные сказочные геометрические существа. Ребенок должен спросить совета у попавшегося на пути существа. Но подсказать дорогу существо ему может только в том случае, если ребенок подберет для него предмет, по форме соответствующий одной из частей существа и наложить ему на эту часть.
Предметы могут быть абсолютно разные: от продуктов питания, до мебели. После того, как ребенок подобрал для существа предмет и наложил ему на одну из соответствующих по форме часть, у существа из кармашка достается подсказка, куда идти дальше (фигурка).
Ребенок должен проговорить всем игрокам свой дальнейший путь "Иду к круглой качели". Все карточки из кармашка ребенок сохраняет. Выигрывает тот, кто первым добрался до царства и у кого больше всех карточек из кармашка.
Задача: упражнять в определении формы плоских и объемных предметов простой формы.
Материалы: картинка "магазин" с продуктами, 4 корзинки с изображением друзей Петрушки.
Ход игры
Петрушка позвал на день рождения своих друзей. Но что приготовить не знает. Ведь каждый друг Петрушки любит что-то особенное. Помогите петрушки купить продукты для каждого гостя. Сначала вы должны купить продукты для первого друга, затем для второго и так далее. Но продукты в магазине нужно покупать только такие, которые подходят по форме каждой части друга.
Продукт вам продадут только в том случае, если вы правильно назовете его форму, например "Треугольное мороженое". После покупки, вы должны поставить продукт в корзинку на часть друга. Выигрывает тот, кто купит продукты для всех гостей Петрушки.
Задача: упражнять в определении формы плоских и объемных предметов простой формы.
Материал: игровое поле Простоквашино; карточки-посылки с изображением предметов, карточки-предметы простой формы (объемные и плоские) по 30 штук на каждого игрока.
Ход игры
Почтальону Печкину поручено задание развести посылки. Дядя Федор, Пес и Кот хотят помочь Почтальону Печкину. Разделив посылки поровну, друзья отправились в путешествие. В дороге им предстоит справиться с заданиями. Игроки получают фигурки героев Простоквашино. Затем делятся поровну посылки – различные предметы – карточки.
Эти предметы соответствуют по форме картинкам – сундукам на игровом поле. По считалочке выбирается тот, кто будет ходить первым. Он передвигает на первую клеточку с изображением геометрической фигурой. Называет ее, затем говорит, что чтобы пройти дальше, нужен предмет, например "круглой формы", ищет среди своих карточек предмет круглой формы и накладывает на ячейку в игровом поле.
Затем ход переходит к следующему игроку. Как только один из игроков доходит до сундука – он открывает его, называет предмет, изображенный в сундуке и его форму, затем среди посылок ищет нужный предмет и накладывает его на сундук. Это значит что посылка доставлена. Осталось еще несколько. Далее игра продолжается. Выигрывает тот, кто первым дойдет до почты, раздав все посылки.
Задача: упражнять в определении формы и величины плоских и объемных предметов простой формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур (плоских и объемных, разной величины); карточки с изображением предметов разной формы и величины.
Ход игры
Все карточки с изображением предметов складываются вместе вразброс и переворачиваются. По считалочке выбирается тот, кто первый выбирает карточку. После того, как игрок выбрал карточку, он называет форму (величину) предмета. Тот игрок, у кого на карте есть соответствующая фигура, забирает эту карточку с изображением предмета.
Далее ход переходит следующему игроку. Если у нескольких игроков совпала форма (величина) предмета, то карточка достается тому, кто первый сказал, что карточка нужна ему. Выигрывает тот, кто первым заполнил всю свою карту.