Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира.
Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация), расширяется и обогащается словарь.
Полноценное представление о геометрических фигурах способствует развитию учебной деятельности, игровой, трудовой и изобразительной деятельностей, обеспечивающих успешное освоение в школе математическими знаниями.
У ребенка в дошкольном возрасте формируется база элементарных геометрических представлений, которую необходимо обобщить и систематизировать. Цель: сформировать представление о форме геометрических фигур у дошкольников через игру. Постепенно ребенок переходит от примитивных форм анализа фигуры, заключающихся в вычленение в ней отдельных составляющих частей к более сложному анализу объекта.
Задачи:
В наше время широко использованы особенности и методы развития знаний о геометрических фигурах и формах предметов у ребенка. С каждым годом дошкольник становится более восприимчивым к получению новых знаний. Его нервно-психическое развитие становится более устойчивым к всестороннему воспитанию. Я пришла к выводу: "чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт".
В детстве знакомство со свойствами предметов занимает важную роль. Хочу отметить, что познание форм предметов происходит не изолированно, а в разных видах деятельности. В своей группе для решения задач по изучению форм предметов и геометрических фигур ориентируюсь на уровень развития детей и стараюсь направить его на освоение комплексной программы воспитания дошкольников. Я считаю: "Одна из важных причин слабого усвоения детьми представлений о геометрических фигурах связана с несовершенством форм и методов обучения".
Практика моей работы показывает, что эффективными в обучение являются игры и игровые упражнения. Для младшего дошкольного возраста это актуально. Главным условием для меня стало выделение игры в качестве основного метода и формы обучения. Игра служит ведущим видом деятельности дошколника. Включение игровой мотивации, занимательность материала вызывает интерес у детей к выполнению заданий, делает получаемые знания личностно значимыми.
Хочу отметить, что форма организации обучения в виде дидактических игр помогает дифференцировать и индивидуализировать работу с детьми. Они предлагались как для игр парами, так и подгруппами с учетом знаний и умений детей. Так как у ребенка нет учебной мотивации, поэтому важно выделить, какое средство могло бы его обеспечить.
Мною было выбрано включение в игры сказочных сюжетов, так как сказки – эффективное средство повышения интереса детей. Я использовала знакомые детям сказки и новые сюжеты с любимыми героями (колобок, Машенька, муравей, сказочный лес)
Еще одним моим необходимым условием достижения положительного результата выступает учет особенности представлений о геометрических фигурах у дошкольников. На знании закономерностей развития данных представлений была построена последовательность игр. Я учитывала, что сначала ребенок запоминает фигуры, потом использует их как эталоны форм предметов.
По моим наблюдениям труднее всего детям младшего возраста выделить в целом предмете части и определять их формы. Исходя из этого была построена следующая последовательность в циклах игр:
Игры на усвоение детьми геометрических фигур плоской формы (обследование, систематизация и разновидности геометрических фигур):
Научить детей классифицировать и систематизировать предметы по цвету и форме помогают игры:
Дошкольник учиться выделять в целом предмете части, определять их форму, пространственное положение, запоминать взаимное положение, воспроизводить повтор расположения при выкладывании.
Изучение геометрических фигур и форм предметов возможно при успешной организации и при наличии определенного уровня физического развития дошкольника. При осуществлении таких действий как: вкладывание, вынимание, втыкание предметов, происходит развитие движения рук, т.е. мелкой моторики. Одним из главных условий умственного воспитания дошкольника является совокупность сенсорных и моторных задач.
Изучение эталонов форм предметов, необходимых для познания ребенком окружающего мира, стали основой подборки заданий, которые можно применять с детьми во время игры.
Хочу обратить внимание, что по каждому типу задания стоит произвести повтор с изменением условий несколько раз. Данный подход позволяет включить в задание новый объект, новую величину, форму и цвет, что позволяет вызвать интерес к этим заданиям у детей. Наблюдая за детьми во время игры, я сделала вывод, что при выполнении заданий в игровой форме поменялось отношение дошкольников к выполнению заданий: они с радостью помогали героям, им были интересны задания, они проявляли инициативу.
В наиболее понравившееся игры дети просили поиграть несколько раз. Игры так заинтересовали дошкольников, что получив новую информацию, они стали переносить в иные виды деятельности: конструирование, аппликация. Из набора конструктора дети выбирали прямоугольники и квадраты, строили из них дома, заборы, дороги. На занятиях по аппликации создавали орнамент цветных геометрических фигур.
При этом они верно называли фигуры, независимо от цвета и величины. Благодаря сказочным героям, занимательным заданиям в играх дошкольники быстро включались в обучение, старались выполнить условия как можно лучше. Постепенное усложнение заданий позволило в полной мере сформировать представление о геометрических фигурах и форме предметов.