Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами и формами предметов через игру

Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира.

Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация), расширяется и обогащается словарь.

 

Полноценное представление о геометрических фигурах способствует развитию учебной деятельности, игровой, трудовой и изобразительной деятельностей, обеспечивающих успешное освоение в школе математическими знаниями.

У ребенка в дошкольном возрасте формируется база элементарных геометрических представлений, которую необходимо обобщить и систематизировать. Цель: сформировать представление о форме геометрических фигур у дошкольников через игру. Постепенно ребенок переходит от примитивных форм анализа фигуры, заключающихся в вычленение в ней отдельных составляющих частей к более сложному анализу объекта.

Задачи:

  • познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение.
  • закрепить умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов: группировать однородные предметы по сенсорным признакам.
  • развить логическое, пространственное мышление.

В наше время широко использованы особенности и методы развития знаний о геометрических фигурах и формах предметов у ребенка. С каждым годом дошкольник становится более восприимчивым к получению новых знаний. Его нервно-психическое развитие становится более устойчивым к всестороннему воспитанию. Я пришла к выводу: "чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт".

В детстве знакомство со свойствами предметов занимает важную роль. Хочу отметить, что познание форм предметов происходит не изолированно, а в разных видах деятельности. В своей группе для решения задач по изучению форм предметов и геометрических фигур ориентируюсь на уровень развития детей и стараюсь направить его на освоение комплексной программы воспитания дошкольников. Я считаю: "Одна из важных причин слабого усвоения детьми представлений о геометрических фигурах связана с несовершенством форм и методов обучения".

Практика моей работы показывает, что эффективными в обучение являются игры и игровые упражнения. Для младшего дошкольного возраста это актуально. Главным условием для меня стало выделение игры в качестве основного метода и формы обучения. Игра служит ведущим видом деятельности дошколника. Включение игровой мотивации, занимательность материала вызывает интерес у детей к выполнению заданий, делает получаемые знания личностно значимыми.

Хочу отметить, что форма организации обучения в виде дидактических игр помогает дифференцировать и индивидуализировать работу с детьми. Они предлагались как для игр парами, так и подгруппами с учетом знаний и умений детей. Так как у ребенка нет учебной мотивации, поэтому важно выделить, какое средство могло бы его обеспечить.

Мною было выбрано включение в игры сказочных сюжетов, так как сказки – эффективное средство повышения интереса детей. Я использовала знакомые детям сказки и новые сюжеты с любимыми героями (колобок, Машенька, муравей, сказочный лес)

Еще одним моим необходимым условием достижения положительного результата выступает учет особенности представлений о геометрических фигурах у дошкольников. На знании закономерностей развития данных представлений была построена последовательность игр. Я учитывала, что сначала ребенок запоминает фигуры, потом использует их как эталоны форм предметов.

По моим наблюдениям труднее всего детям младшего возраста выделить в целом предмете части и определять их формы. Исходя из этого была построена следующая последовательность в циклах игр:

  • на усвоение геометрических фигур;
  • сопоставление геометрических образов с формами предметов;
  • анализ сложных форм предметов.

Игры на усвоение детьми геометрических фигур плоской формы (обследование, систематизация и разновидности геометрических фигур):

  • Приглашение в гости. (наборы больших фигур геометрической формы, разные цветные карточки с геометрическими фигурами маленьких размеров)
  • Помоги найти домик. (набор карточек с изображением различных домиков, с разными по формам окнами или входами, фигурки зайцев, собак, птиц или другая фигура)

Научить детей классифицировать и систематизировать предметы по цвету и форме помогают игры:

  • Ремонтная мастерская. (карточки с изображением предметов одежды, у каждого "дырочка" своей формы, набор геометрических фигур соответствующего "дырочкам" размера)
  • Кто быстрее. (набор из 12-14 геометрических фигур)

Игры на сопоставление предмета с геометрическим образом

  • Чья фигура? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, набор фишек с изображение предметов разной формы, мешочек)
  • Отгадай что это. (геометрические фигуры и предметы разной формы, коробка с рукавами)
  • Магазин Мишутки. (игрушки разной формы и карточки в наборе)
  • Кто больше? (фишки)

Игры на анализ сложной формы предметов

Дошкольник учиться выделять в целом предмете части, определять их форму, пространственное положение, запоминать взаимное положение, воспроизводить повтор расположения при выкладывании.

  • Варежка (изображения варежек с разным орнаментом, разные геометрические фигуры в наборе).
  • Бусы для Машеньки (схемы для бус и набор с геометрическими фигурами).
  • Геометрические пазлы (плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник).
  • Волшебный городок (геометрические фигуры разных форм, размера и цвета, и заготовки из картона фигурка колобка).

Изучение геометрических фигур и форм предметов возможно при успешной организации и при наличии определенного уровня физического развития дошкольника. При осуществлении таких действий как: вкладывание, вынимание, втыкание предметов, происходит развитие движения рук, т.е. мелкой моторики. Одним из главных условий умственного воспитания дошкольника является совокупность сенсорных и моторных задач.

Изучение эталонов форм предметов, необходимых для познания ребенком окружающего мира, стали основой подборки заданий, которые можно применять с детьми во время игры.

  1. Упражнение на выполнение предметных действия (раскладывание предметов по формам на две группы).
    Цель: обратить внимания детей на свойства предметов, сформировать приемы установления сходства и отличия величины и формы.
  2. Размещение вкладок разной величины формы в соответствующие гнезда.
    Цель: научить детей различать свойства разных предметов (форму, цвет, величину).
  3. Выкладывание мозаики разной величины, формы по образцупри словесном объяснении.
    Цель: Обратить внимание детей на то, что геометрическая фигура и ее форма могут быть признаком разных предметов и может применяться для их обозначений. Научить дошкольника применять все эти свойства при повторении образца.

Хочу обратить внимание, что по каждому типу задания стоит произвести повтор с изменением условий несколько раз. Данный подход позволяет включить в задание новый объект, новую величину, форму и цвет, что позволяет вызвать интерес к этим заданиям у детей. Наблюдая за детьми во время игры, я сделала вывод, что при выполнении заданий в игровой форме поменялось отношение дошкольников к выполнению заданий: они с радостью помогали героям, им были интересны задания, они проявляли инициативу.

В наиболее понравившееся игры дети просили поиграть несколько раз. Игры так заинтересовали дошкольников, что получив новую информацию, они стали переносить в иные виды деятельности: конструирование, аппликация. Из набора конструктора дети выбирали прямоугольники и квадраты, строили из них дома, заборы, дороги. На занятиях по аппликации создавали орнамент цветных геометрических фигур.

При этом они верно называли фигуры, независимо от цвета и величины. Благодаря сказочным героям, занимательным заданиям в играх дошкольники быстро включались в обучение, старались выполнить условия как можно лучше. Постепенное усложнение заданий позволило в полной мере сформировать представление о геометрических фигурах и форме предметов.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!