Методическая разработка "Роль игры в автоматизации звуков"

Правильная, хорошо развитая речь - одно из основных условий готовности ребенка к успешному обучению в школе. Любое нарушение речи в той или иной степени влияет на способность ребенка усваивать новые знания, умения и навыки.

Как всем известно, основной вид деятельности дошкольника - игра. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.

Подобранные игры на логопедических занятиях создают максимально благоприятные условия для развития детей и позволяют решать коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях.

Организованные игры увеличивают у детей интерес к занятиям, в результате поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной.

Использование наглядно-дидактических игр в системе логопедической работы позволяет повысить эмоциональную заинтересованность ребенка и снизить утомляемость

Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В.А.)

Дидактическая игра представляет собой сложную и многоплановую систему, которая является и игровым методом обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

Использование дидактических игр:

  • на фронтальных занятиях;
  • на индивидуальных занятиях;
  • в домашних заданиях.

Основные принципы дидактических игр:

  • дидактическая игра должна опираться на программный материал;
  • назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясными и понятными;
  • игра должна вовлечь ребенка в коррекционный процесс;
  • материалы, используемые логопедами при проведении игр, должны сразу заинтересовывать и быть привлекательными внешне.

На протяжении всего логопедического занятия, по возможности, в игровой форме используется наглядность. На каждом занятии уделяется серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата.

Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, мы изготовили дидактическое пособие "Язычок", который надевается также на руку взрослого и ребенка – это хороший игровой прием для самокоррекции. Данный прием позволяет логопеду быть непосредственным партнером ребенка в игре и быть с ним на равных.

Для развития речевого дыхания использую различные игры, т.к. речевое дыхание - важный фактор развития малыша. Именно правильное дыхание помогает малышу заговорить четко, плавно, не зажевывая и не проглатывая окончания слов.

Для этого используются самые различные пособия. Это пособие "Загони мяч в воротца (игра стаканчики)", "Ползи гусеница", свистки, дудочки, "Волшебная бутылочка", перья, "Рыбалка" и другие. Поддувалочки (могут быть на разные лексические темы: осенние, зимние, космос и др). Практика показала, что формирование правильного дыхания легче и успешнее проходит и усваивается детьми в игре.

Часто использую дорожки на развитие межполушарных связей, если играть каждый день, результат удивит. Подобные упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствует улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику.

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Ребенку предлагаем посмотреть и назвать какие предметы находятся на первой дороже, на второй и на третьей.

Затем логопед называет предметы, ребенок должен услышать и показать с какой дорожки эти предметы, здесь развиваем не только фонематический слух, но и еще можно автоматизировать звук.

Игры на автоматизацию звуков - длительный этап. Идет отработка звука изолированно, в открытом и закрытом слогах, стечение с согласным. Далее в словах, словосочетаниях и предложениях. Этот этап самый продолжительный. Часто дети быстро устают повторять слоги. Им становится скучно и неинтересно.

Но, как доказано психологами, то дело, которое мы делаем с положительными эмоциями, приносит лучший результат. Поэтому в своей работе использую дидактические игры и создаю наглядные пособия для автоматизации звуков. (от простого к сложному)

"Логопедическое лото"

Детям предлагается магнитное поле, на котором очерчены контуры различных предметов, животных, овощей и т. д. Отдельно 25 магнитных карточек. Ребенок должен узнать предмет по контуру на магнитном поле, при этом можно уточнить у малыша, где живет упрямый звук: в начале, середине или в конце слова.

Очень много пособий для закрепления звуков использую по тетради–тренажеру Н.З. Бакиевой, такие как "зашифрованные слова".

Игра "Что у бабушки, что у дедушки?"

Игровое поле, задача найти и приклеить картинку, используя таблицу, где каждому предмету соответствует геометрическая фигура. После выполнения задания логопед предлагает повторить текст с опорой на картинки. С помощью этих игр идет автоматизация звуков в предложениях.

Также большое внимание уделяю играм на дифференциацию звуков. Это игры: "Что между", "Домино".

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Работа проводится поэтапно "от простого к сложному".

"Бродилки"

В своей работе мы часто используем игры-лабиринты с различными сказочными историями, где ребенку предлагается выполнить упражнения по указанному маршруту. На начальном этапе знакомства с применением данного приема в маршрут "бродилок", вводят игрушку (любого героя или машинку), и проходя его просят назвать все то, что он увидит (происходит уточнение словаря, согласование различных частей речи, пространственные представления).

Также предлагаю следующие игры: "Собери картинку", "Один – много", "Чего не стало".

Ребенку предлагается 2 игровых поля с картинками, нужно назвать картинки на одном и другом поле и сравнить чего не стало. Развиваем одновременно память, мышление, внимание и закрепляем слова 3 типа слоговой структуры слова.

"Что я вижу"

Ребенку дается игровое поле, педагог говорит ему: "Представь, что это ты. Расскажи, что ты видишь". Здесь закрепляем слова 3 тип ССС.

"Что там, что тут?"
Также предлагается игровое поле, нужно подобрать соответствующую картинку.

"Буду говорить"

Ребенку предлагается фразовый конструктор. Малыш совмещает два кубика: члена семьи и действие. (мама неси, папа сиди)

Логопед ставит 2 кубика, например, Катя и каша, затем спрашивает ребенка: "Что делала Катя?" Ребенок ставит кубик "ела", произнося фразу: "Катя ела кашу", "Мама мыла вазу".

Кубик с изображением животных. Подбираем нужный кубик – действие. Например, собака бегала, макака лежала.

"Заселим домик"

Ребенку предлагается найти место геометрической фигуре в домике. Закрепляем цвет, форму и также слоговую структуру слова.

В результате использование дидактических пособий на логопедических занятиях, позволяет обеспечивать положительную динамику речевого развития детей, способствует совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.

У детей формируется интерес в первую очередь к самому занятию, посредством которого родной язык закрепляется. Это незаменимые игры, в работе логопеда, поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является – игра.

Размер:
19.51 Kb
Скачали:
2