Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков.
Четкое звукопроизношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми и конечно же для гармоничного развития и обучения. Какие либо нарушения в звукопроизношении поможет исправить логопед.
К автоматизации поставленного звука следует переходить тогда когда ребенок звук произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска определенной артикуляции.
Умение свободно использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Предлагая детям большое количество речевых упражнений, необходимо соблюдать последовательность в системе упражнений, переходя от более простых к более сложным формам речи: от произношения слогов к произношению слов разной слоговой структуры, затем от коротких предложений к распространенным, от повторения вслед за логопедом слогов, слов, фраз, небольших текстов и стихотворений к самостоятельному их заучиванию.
При автоматизации звука в слогах следует соединять закрепляемый согласный с гласным а, ы, о, у: сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные, далее в слоги, где согласный звук находиться между гласными: аса, асы, ассо, асу, и наконец, в слоги со стечением согласных: ста, сты, сто, сту.
Автоматизация звука в слогах мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если подключить к этому процессу зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Ниже приведены упражнения на автоматизацию звука в слогах
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком.
2. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
3. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
4. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
5. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.
6. Прочитать стихотворение:
Вот бабочка крыльями
Машет слегка.
Куда она сядет,
Не знаем пока.
Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося слоги (шу, ши, ше, шо)
7. Прочитать стихотворение:
Что случилось
Вдруг с клубком?
Был он круглым толстяком,
Он все по полу катился,
Все худел и растворился!
Проговаривать слоги, нарисовать, как разматывается клубок (ала, ало, алу, алы)
А теперь наш самолет
Отправляется в полет
Вместе с ним мы полетим,
Путь его изобразим.
Нарисовать путь самолета, проговаривая слоги: аса, ассо, асу, асы.
8. Обвести пальцем волны в которых плавают дельфины, произнося слоги: гла, пло, злы, слу.
9. Прочитать стихотворение:
А сейчас мв на ракете
Полетим к другой планете.
В гости ждет давно она,
Называется Луна.
Произносить слоги: ар, ор, ур, ер, ир, ер, ер, одновременно рисуя путь ракеты.
10. Отгадать загадку
Не мышь и не птица
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет ... (белка)
Нужно помочь белки добраться до орехов, проводя пальцем по линии и произнося слоги: ла, ло, лу, лы.
Можно в работе над автоматизацией звука в слогах использовать игрушки из "киндер-сюрприза". Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.
Логопед: Скажи столько раз слог ра, сколько игрушек.
- Выбери львят (дельфинов, крокодильчиков и др.) и скажи столько же раз слог са (со, су, сы).
Данные упражнения позволяют превратить автоматизацию звуков в слогах в увлекательную и эмоциональную игру.