Многие современные дети имеют проблемы в звукопроизношении, что обусловлено различными факторами.
С такими детьми в детском саду проводится работа учителями-логопедами по «Программе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях логопедического пункта ДОУ».
Программой предусмотрены индивидуальные занятия, направленные на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку и автоматизацию.
Программа в соответствии с принципом ФГОС ДО должна реализоваться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Поэтому игры и игровые упражнения с нестандартным оборудованием для автоматизации звука изолированного, в слогах позволят получить более высокие результаты.
Так как ребенок еще не может правильно проговаривать поставленный звук в повседневной речи, необходимо автоматизацию звука начинать с его изолированного произношения, а затем в слогах.
Учителя-логопеды разработали различные авторские игры и игровые приемы для автоматизации звуков, приспособив для этого бросовый материал, а так же игрушки и оборудование обычно не используемое в логопедической работе. В данной статье описаны некоторые из них.
В первом варианте игры используется поле с круговым лабиринтом и конструктор–липучка. Игра начинается с проблемной ситуации или игрового задания. Например, идем в гости к Ослику, спасем заблудившегося Слоненка. Можно использовать один цвет липучек, а можно использовать разные цвета. Ставя на поле липучку ребенок проговаривает автоматизируемый звук или слог.
Следующий вариант лабиринта. Для него понадобится поле с петляющим лабиринтом и карточки с гласными буквами. Ребенку предлагается пройти по дорожке к домику, например, Миша идет в гости к Маше. Обращаем внимание ребенка, что по пути он будет встречать гласные буквы, с которыми будет проговаривать слоги.
Используются для автоматизации как изолированного звука Р, так и в слогах. (РА, РО и т.д.)
«Логопедические дорожки» могут быть из деталей, соединяющихся между собой, и из различных деталей, выкладываемых в ряд друг за другом. Дорожки можно выкладывать и на игровом поле мозаики. Каждая цветовая дорожка соответствует определенному отрабатываемому слогу. Когда ребенок быстро справляется с выкладыванием дорожек и одновременным проговариванием автоматизируемого звука, можно предложить выкладывать простые рисунки.
Условие игрового упражнения: выложить следующую деталь можно только после правильного произнесения звука или слога. Таким образом, ребёнок мотивируется на качество проговаривания.
Вместо основы для мозаики можно использовать «Ячейки и коробки с ячейками». Ребенок заполняет пустые ячейки шариками и проговаривает звуки или слоги. В качестве ячеек можно использовать бросовый материал, например, из-под канцелярского клея. Педагог может предложить детям поиграть в игру "Укрась ночное небо звездами» или «Посади цветы на клумбу».
Можно использовать и ячейки из-под яиц и конфет. Предлагаем детям поработать укладчиками на птицефабрике или на шоколадной фабрике. Выкладывая в ячейки предметы, ребенок проговаривает автоматизируемые звуки или слоги.
Дети очень любят играть в «Лего». Их интерес к данному конструктору можно использовать для автоматизации. Сначала ребенок проговаривает звук, затем берет одну деталь. Таким образом, за каждый правильно произнесенный звук ребенок получает деталь и соединяет их в конструкцию.
Для автоматизации подойдут различные «Вкладыши». Например, предлагается игровое задание «Собери цветные стаканчики», «Собери монетки в копилку».
Детали можно нанизывать как на твердую, так и на мягкую основу, проговаривая автоматизируемые звуки и слоги.
Уже полюбившиеся всем педагогам «Прищепки», так же могут послужить для автоматизации. Основой для крепления прищепок могут быть различные плоскостные или объемные фигурки. Так, основа в виде елочки и игровая ситуация «Нарядим елочку» вызывает особый восторг у детей в преддверии Нового года.
Известно, что многократное повторение одних и тех же слогов вызывают у ребенка негативное отношение к занятиям, они быстро теряют к ним интерес. Опыт показал, что использование представленного в статье оборудования, наоборот повышает интерес к автоматизации изолированного звука и звука в слогах, даже при его многократном повторении. Следовательно, эффективность логопедического занятия повышается и дает положительную динамику в речевом развитии ребенка.